«Несуществующее» пространство как историческое свидетельство
Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-У
2016-03-17
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе
анализируются две ситуации, возникающие в процессе экранизации исторического
фильма. С одной стороны, реальное пространство может верифицировать сомнительный
факт. Но иногда возникает и противоположная картина: ложное («несуществующее»)
пространство воспринимается как аутентичное за счет подлинности
разворачивающегося в нем исторического события. В качестве иллюстраций
привлекаются фильмы 1920–1930-х гг. –— «Октябрь» С. Эйзенштейна и «Юность
поэта» А. Народицкого.
Тезисы
1. В
кинематографе время от времени возникает повышенный интерес к картинам, в
которых запечатлены знаковые исторические события и лица. Пространство в таких
фильмах наделяется дополнительными функциями. По нему зритель идентифицирует
эпоху, конкретный исторический момент или персонажа. Следовательно, целью
инсценировки во многом оказывается верификация происходящего. Локус стимулирует
наше воображение, населяет его устойчивыми образами, и в конечном итоге влияет
на производство смысла.
2. Пространство исторического фильма требует иллюзии фактографичности. Однако иногда возникают сбои, например, когда подлинное пространство верифицирует сомнительный факт. С другой стороны, ложное («несуществующее») пространство, в свою очередь, может быть верифицировано за счет подлинности события в нем происходящего. Примером первой ситуации служит фильм С. Эйзенштейна «Октябрь» (1927). Кадры штурма Зимнего Дворца и отдельные эпизоды, представляющие режиссерское видение переворота, постепенно стали восприниматься как документальные и заменили собой архивные свидетельства. Иллюстрацией ко второму случаю служит лента А. Народицкого «Юность поэта» (1937). В ней показан Лицей, где учился Александр Пушкин. В 1930-е гг. здание еще не обрело функции музейного комплекса (открытие последнего состоялось только в 1949 г.). На месте локуса зияла пустота, которую создателям фильма необходимо было заполнить образами. В результате, представление о лицейском мире и его персонажах сформировалось у зрителя под воздействием «несуществующего» пространства (комната-келья Пушкина, экзаменационный зал, крепостной театр и т. д.).
2. Пространство исторического фильма требует иллюзии фактографичности. Однако иногда возникают сбои, например, когда подлинное пространство верифицирует сомнительный факт. С другой стороны, ложное («несуществующее») пространство, в свою очередь, может быть верифицировано за счет подлинности события в нем происходящего. Примером первой ситуации служит фильм С. Эйзенштейна «Октябрь» (1927). Кадры штурма Зимнего Дворца и отдельные эпизоды, представляющие режиссерское видение переворота, постепенно стали восприниматься как документальные и заменили собой архивные свидетельства. Иллюстрацией ко второму случаю служит лента А. Народицкого «Юность поэта» (1937). В ней показан Лицей, где учился Александр Пушкин. В 1930-е гг. здание еще не обрело функции музейного комплекса (открытие последнего состоялось только в 1949 г.). На месте локуса зияла пустота, которую создателям фильма необходимо было заполнить образами. В результате, представление о лицейском мире и его персонажах сформировалось у зрителя под воздействием «несуществующего» пространства (комната-келья Пушкина, экзаменационный зал, крепостной театр и т. д.).