Поэтическая грамматика Евгения Клюева
Ludmila Vladimirovna Zubova
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2016-03-18
13:10 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются языковая рефлексия на тему грамматики, грамматическая
образность и неузульная грамматика в поэзии известного филолога, специалиста по
риторике и литературе абсурда, Евгения Клюева. Анализируются стилистическая
маркированность форм и стилистический контраст, семантизация вариантов,
грамматикализация, грамматическая неология и другие явления поэтических
вольностей в грамматике.
Тезисы
Евгений Клюев — современный поэт,
прозаик, переводчик, филолог, автор работ по риторике и литературе абсурда. Все
виды этой деятельности воплощены в его стихах, сочетающих традиционность с
экспериментальностью.
В докладе на материале больших поэтических сборников Клюева «Зеленая земля» (2008 г.) и «Музыка на Титанике» (2014 г.) рассматривается языковая рефлексия, относящаяся к грамматике, грамматическая образность и семантика неузуальной грамматики, авторская эстетика и семантика грамматических явлений, связанных с языковой динамикой: языковая рефлексия (Обращаюсь ко второму лицу / через церемонное третье — / экий польский, экий птичий язык), стилистическая маркированность и стилистический контраст (расшибаясь, погибаючи / и — не будучи уже), семантизация вариантов (вжик — небеса вдруг ускользнули в небеси), образование неузуальных форм в неполных парадигмах (Этому фанту — кружиться на цыпочках <…> цыпочек — очень желательно — не выпачкав), контекстуальная грамматическая полисемия (мгла и темна вода), аномалии глагольного управления (я умру ему: как фокусник прикажет; что-то такое звеня на лету), грамматические ряды (где шепталось слово «позже», / перед тем как расставалось… / где ходилось, где бывалось, / где всё сразу удавалось), грамматикализация (Но, если ты забудешь знать, / о чём танцуешь петь), неология (куда же ещё никогдее; здесь — не здешнее, чем тамошнее там), эксперимент с доведением до абсурда тенденции русского языка к аналитизму (стихотворение «На языке пираха» с частичным отказом от изменяемости форм). Особое внимание уделяется стилистическим функциям грамматических архаизмов и псевдоархаизмов (У нея голубые глаза; Ничего мне не надобно, рыбче; и зелены заветные лузи).
Авторские грамматические формы нередко указывают на противоречия между системой и нормой в русском языке, между синтагматикой и парадигматикой.
Общий вывод: поэтические вольности Е. Клюева являются своеобразным продолжением его филологических исследований.
В докладе на материале больших поэтических сборников Клюева «Зеленая земля» (2008 г.) и «Музыка на Титанике» (2014 г.) рассматривается языковая рефлексия, относящаяся к грамматике, грамматическая образность и семантика неузуальной грамматики, авторская эстетика и семантика грамматических явлений, связанных с языковой динамикой: языковая рефлексия (Обращаюсь ко второму лицу / через церемонное третье — / экий польский, экий птичий язык), стилистическая маркированность и стилистический контраст (расшибаясь, погибаючи / и — не будучи уже), семантизация вариантов (вжик — небеса вдруг ускользнули в небеси), образование неузуальных форм в неполных парадигмах (Этому фанту — кружиться на цыпочках <…> цыпочек — очень желательно — не выпачкав), контекстуальная грамматическая полисемия (мгла и темна вода), аномалии глагольного управления (я умру ему: как фокусник прикажет; что-то такое звеня на лету), грамматические ряды (где шепталось слово «позже», / перед тем как расставалось… / где ходилось, где бывалось, / где всё сразу удавалось), грамматикализация (Но, если ты забудешь знать, / о чём танцуешь петь), неология (куда же ещё никогдее; здесь — не здешнее, чем тамошнее там), эксперимент с доведением до абсурда тенденции русского языка к аналитизму (стихотворение «На языке пираха» с частичным отказом от изменяемости форм). Особое внимание уделяется стилистическим функциям грамматических архаизмов и псевдоархаизмов (У нея голубые глаза; Ничего мне не надобно, рыбче; и зелены заветные лузи).
Авторские грамматические формы нередко указывают на противоречия между системой и нормой в русском языке, между синтагматикой и парадигматикой.
Общий вывод: поэтические вольности Е. Клюева являются своеобразным продолжением его филологических исследований.