Игра в прятки: визуальный инструментарий, эмоциональный опыт и этос
Инна Сергеевна Веселова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2016-03-15
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Почти девяносто лет назад П. Г. Богатырев и Р. О. Якобсон определили фольклор как особую форму творчества. Но фольклор является и формой «общего знания», которое находит выражение не только в вербальных формах, но и в символических действиях и артефактах. Фольклор предоставляет человеку стереотипизированные способы «творить», знать и помнить, но что еще более важно: действовать и чувствовать в мире. В докладе представлены результаты исследования игры в прятки как символического научения режимам «видимости» и «невидимости», а также связанных с визуальным восприятием эмоций.
Тезисы
Почти девяносто лет назад П. Г. Богатырев
и Р. О. Якобсон определили фольклор как особую форму творчества. Но фольклор
является и формой «общего знания», которое находит выражение не только в
вербальных формах, но и в символических действиях и артефактах. Фольклор предоставляет
человеку стереотипизированные способы «творить», знать и помнить, но что еще
более важно: действовать и чувствовать в мире. В докладе представлены
результаты исследования игры в прятки как символического научения режимам «видимости»
и «невидимости», а также связанных с визуальным восприятием эмоций.
Работа всех органов чувств и само восприятие
«реальности» культурно детерминированы. Маршал Маклюэн утверждает, что в
зависимости от типа культуры, письменной или устной, люди научаются по-разному распознавать
визуальные стимулы, видеть или не видеть определенные объекты. Сам режим
«видения» и «не-видения» оказывается культурно задан. Меня интересует, как
происходит культурное освоение «элементарных» визуальных навыков, обозначаемых
глаголами «скрыться», «спрятаться», «найти», «обнаружить», а также переживаний
этих визуальных впечатлений.
Имеющиеся в моем распоряжении интервью с более чем двадцатью
собеседниками 20–70 лет из разных регионов нашей страны показывают, что освоение
пространства игры тренирует работу каналов зрительного восприятия, эмоциональные,
когнитивные и этические компетенции.
Прежде всего, для успешности в игре, игроку нужно овладеть
сложным визуальным инструментарием. Ему нужно учиться устанавливать визуальный
контакт, соизмерять и масштабировать пространство (определять объекты по характеристикам
ближе — дальше,
больше — меньше), сканировать
происходящие изменения. Ценными визуальными навыками становятся способности децентрировать
свою точку зрения и моделировать точку
зрения антагониста, дабы прогнозировать его поведение. Также игроку
предоставляется широкое поле для эмоционального тренинга. Необходимым
навыком в игре оказывается преодоление страха неизведанного, которое позволяет получить
игровое преимущество. В индивидуальный эмоциональный опыт игры входят страх и бесстрашие,
смелость и ощущение безопасности.
Поскольку пространство игры приспосабливается и изучается детьми в «пространстве мира взрослых», то вместе с «картой местности» им достаются и этические нормы. В пределах заданного диапазона каждый из игроков отмеряет приемлемое для себя соотношение послушания и риска. В зависимости от контекста каждому приходится принимать решение, помогать ли слабому, обманывать или следовать принципам fair play.
Поскольку пространство игры приспосабливается и изучается детьми в «пространстве мира взрослых», то вместе с «картой местности» им достаются и этические нормы. В пределах заданного диапазона каждый из игроков отмеряет приемлемое для себя соотношение послушания и риска. В зависимости от контекста каждому приходится принимать решение, помогать ли слабому, обманывать или следовать принципам fair play.