«Луч микрокосма» Петра Негоша и «Потерянный рай» Джона Мильтона
Марианна Леонидовна Бершадская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2016-03-15
14:20 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
Все исследователи поэмы великого черногорского поэта Петра Негоша «Луч микрокосма» (1845)
единодушно отмечают ее связь с «Потерянным раем» Джона Мильтона. Однако на наш
взгляд не следует считать это произведение простым подражанием Мильтону и
видеть в нем только религиозное содержание. Рассматривая вечные вопросы о сотворении
мира, о природе человека и смысле его
существования, о добре и зле, о преодолении вечной дисгармонии бытия, Негош
создал необычайно глубокую и самобытную философско-космогоническую поэму,
обогатившую не только черногорский, но и весь славянский романтизм.
Тезисы
Поэма великого черногорского
поэта Петра Негоша «Луч микрокосма» (1845) с момента своего появления вызывала
неоднозначные оценки литературоведов и критиков. Довольно долго ее считали
подражанием «Потерянному раю» Джона Мильтона и чисто религиозным произведением,
сводящимся к описанию библейской легенды о борьбе Бога с восставшим против него
Сатаной. Подобной точки зрения придерживался и крупнейший сербский критик конца
XIX — начала XX в. Йован Скерлич,
считавший это произведение «наименее оригинальным творением поэта» и, вместе с
тем, «высоким образцом религиозной поэмы». Скерлич и многие его последователи
не видели глубокой связи «Луча микрокосма» с центральным произведением Негоша,
его исторической поэмой «Горный венец» (1847). В 50–70-х гг. XX в. неоднократно
предпринимались попытки обесценить значение «Луча микрокосма» за счет его
сравнения с «Горным венцом». В настоящее время мы сталкиваемся с принижением
роли «Горного венца» за счет возвеличивания «Луча микрокосма». В этом свете
сравнение Мильтона и Негоша может способствовать более глубокому и
всестороннему пониманию Негоша, обнаружению в его поэме нового, доступного
современному пониманию смысла. В «Потерянном рае» Мильтона, по словам
Белинского, «апофеоз восстания против авторитета», возвеличивание образа Сатаны
находятся в противоречии с религиозной темой поэмы. Негош был главой
черногорской православной церкви. Вероятно, поэтому в центре его поэмы
размышления о природе человека, его отношениях с Богом и космосом, частичкой
которого, его «лучом», «искрой», «мыслящим атомом» он является, о том, что
высший долг человека — в преодолении
вечной дисгармонии бытия.
Более полное и последовательное
сравнение идейного содержания и сюжетно-композиционных особенностей поэм
Мильтона и Негоша позволяет говорить о том, что поэт создал необычайно глубокую
и самобытную философско-космогоническую поэму, рожденную черногорской
действительностью и представляющую основу его исторических взглядов.