45th International Philological Research Conference

Мрковичи и их соседи: о чем может рассказать брачная география?

Мария Сергеевна Морозова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Александра Сергеевна Дугушина
Докладчик
научный сотрудник
МАЭ РАН

Греческий институт
2016-03-17
14:15 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется система брачных отношений сербохорватскоязычного племени мрковичи (Черногория). Показано, что география браков, характерная для сел племенной области в прошлом и настоящем, несет информацию не только о матримониальных стратегиях племени, но и о его неоднородном составе и происхождении, взаимоотношениях мрковичей с соседями и влиянии этих контактов на языковую ситуацию. Материалом для исследования послужили антропологические и лингвистические сведения, полученные в ходе экспедиций 2012–2015 гг, и данные источников (Ровинский 1897, Јовићевић 1922, Вуjовић 1965/2012 и др).

Тезисы

Вплоть до первой половины XX века в Черногории и Северной Албании сохранялась племенная организация общинной жизни, возродившаяся в этой части Балкан в период после османского завоевания. Единство родоплеменной группы, племени (срб.-хрв. pleme) и фиса (алб. fis), занимавшей отдельную территорию, изначально основывалось на представлении об общем происхождении. Однако в результате миграций население черногорских (и в меньшей степени северноалбанских) племенных областей становилось неоднородным: новоприбывшие сливались в единое – с точки зрения территории – племя с потомками старожилов [Ровинский, с.135].
Сведения об истории формирования черногорских племен (см. труды В.Богишича, А.Йовичевича, Й.Эрделяновича, П.А.Ровинского и др.), извлекаемые из устных преданий и документов, проливают свет на миграционные процессы и этноязыковую ситуацию в регионе в прошлом. Дополнительным источником оказываются данные о брачных связях современных семейств, сохраняющих свою «племенную» идентичность.
В докладе речь пойдет о сербохорватскоязычном племени мрковичи, проживающем в Черногорском Приморье. Большинство причисляющих себя к мрковичам – мусульмане. Основываясь на данных источников [Јовићевић, Вуjовић] и нарративах, собранных нами в экспедициях 2012–2015 гг., мы констатируем, что племя гетерогенно по своему составу, причем старое и пришлое население имеется во всех селах племенной области.
В системе брачных отношений реализуются две основные тенденции: типичные для черногорских племен внутриплеменные браки и специфические брачные связи с албанским и славянским мусульманским населением соседних краин. Сегодня межэтнические браки характерны для равнинных сел области, благодаря чему они двуязычны в отличие от высокогорных поселений, население которых полностью монолингвально. Анализ брачной географии с привлечением языковых данных (албанские заимствования и кальки в «старой» терминологии родства: nanabába ‘бабка по отцу’, babovéjli ‘дед по отцу’; патронимические образования) позволяет предположить, что в этих селах ранее мог присутствовать албанский или как минимум славянский билингвальный элемент.
Особое внимание уделено ситуации в билингвальном селе Веля-Горана. Сделана попытка реконструировать сценарий установления брачных связей пришлых жителей Веля-Гораны с другими мрковичами и их соседями.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект «От сепарации до симбиоза: языки и культуры Юго-Восточной Европы в контакте», № 14-18-01405).
Источники
Вуjовић Л. 1965/2012. Мрковићки диjалекат (с кратким освртом на сусjедне говоре). Подгорица: Савjет Муслимана Црне Горе.
Jовићевић А. 1922. Црногорско Приморjе и Краjина // Српски етнографски зборник 23. Београд.
Ровинский П.А. 1897. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т.1, ч.2. СПб: Типогр. импер. Акад. наук.