45th International Philological Research Conference

Особенности функционирования религиозной лексики в поэзии И. Бродского

Ольга Александровна Гассельблат
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

164
2016-03-17
16:10 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Материалом исследования послужили стихотворения Иосифа Бродского. Статья освещает некоторые особенности функционирования религиозных лексем в языке поэзии. Показаны примеры и способы трансформирования значения религиозных лексем в контексте.

Тезисы

При исследовании воплощения текстового ассоциативно-семантического поля (ТАСП) «Религия» в поэзии И. Бродского интересно было наблюдение за количественными и качественными характеристиками религиозной лексики в текстах этого поэта.
ТАСП «Религия» в лирике И. Бродского включает в себя 17 микрополей: «Бог, Господь», «Библейские персонажи», «Библейские цитаты», «Рождество», «Христова Пасха», «Крест», «Ад, демонические силы», «Ангельские силы», «Рай», «Душа», «Молитва», «Вера», «Церковные сооружения».
Особенностью воплощения ТАСП «Религия» в лирике И. Бродского является наличие большого количества трансформированных библейских цитат.
Можно выделить несколько специфических черт преобразования ТАСП «Религия» в индивидуально-авторской картине мира:
1. Самой яркой особенностью семантической трансформации описываемого нами поля «Религия» является совмещение в микроконтексте лексем противоположной или контрастной семантики и, как результат, стилистическое снижение религиозной лексики в результате совмещения ее с лексикой разговорной, просторечной, жаргонной и даже инвективной.

2. Частой особенностью преобразования поля «Религия» является сочетание религиозной лексики с военной.

3. Важное значение в творчестве И. Бродского имеют фрагменты с «переворачиванием ситуации». Чаще всего такому «переворачиванию» подвергается ситуация Рождества, в которой поэт удаляет главных персонажей, заменяет сакральное низменным.
4. Для текстов поэта свойственна повторяемость многих мотивов (мотив Рождества образ архангела Гавриила с трубой).
5. В произведениях И. Бродского образы насекомых (муха, жук-плавунец) как символ ничтожности и сиюминутности, сополагаются с религиозными образами.

6. Характерно для И. Бродского употребление религиозной лексики в бытовом контексте.

7. Эстетическую значимость имеют несколько примеров использования религиозной лексики в технических метафорах: с лексемами аэроплан, самолет, ПВО.

8. Еще одной особенностью можно назвать постоянное обращение к Богу немеждометного характера.

Отмечены следующие способы контекстуальной импликации, влекущие преобразование традиционного воплощения ТАСП «Религия»:
1. Употребление «отрицательной» метафоры;
2. Создание парадоксального ряда однородных членов;
3. Индивидуально-авторские сочетания;
4. Языковой эклектизм;
5. Эпатажная парономазийная рифма;
6. Новые коннотативные компоненты и сочетаемостные возможности, вносимые в микрополе Бог, Господь, Творец;
Контекстуальные фрагменты с религиозной лексикой были рассмотрены также в текстах М. Цветаевой, О. Мандельштама и других поэтов. Трансформация ТАСП «Религия» свойственна и
для текстов поэтов Серебряного века и, вероятно, подобные преобразования характерны для поэзии в целом.