Мелодическое оформление предцентровой части контура в экспрессивной русской речи
Pavel Anatolyevich Skrelin
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Нина Борисовна Вольская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Татьяна Васильевна Качковская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Павловна Агафонова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2016-03-16
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу
мелодического оформления предцентровой части интонационного контура (шкалы) в экспрессивной русской речи. Данные о
наиболее распространённых типах мелодического оформления предцентровой части
незавершенных синтагм получены на материале
исследования аннотированных корпусов, созданных на кафедре фонетики и
методики преподавания иностранных языков СПбГУ, а также на аудиоматериале http://deti-online.com/audioskazki.
Тезисы
Доклад посвящен анализу мелодического оформления
предцентровой части интонационного контура (шкалы) в русском языке. Для всех известных типов интонационных
конструкций (ИК) в качестве ключевых ДП постулируется различие в направлении
основного тона на гласном интонационного центра и соотношение тональных уровней
предцентра, центра и постцентра. Само же мелодическое оформление предцентровой
части указывается очень схематично как маловажное. Между тем оно определяется
не только глобальными уровнем (выше, ниже ИЦ) и направлением движения тона (деклинация,инклинация, ровный тон), но и локальными характеристиками: определённым
мелодическим рисунком в акцентных группах, тональным уровнем ударных слогов
относительно безударных, характером перехода одних в другие (скачкообразное,
плавное).
Ясно, что в нейтральной и экспрессивной речи типы мелодического оформления предцентровой части контура будут различаться. Для описания специфики и различий этих типов важно формализовать типы тонального оформления шкал и определить их сочетаемость с типами ИЦ. Данные о наиболее распространенных типах мелодического оформления предцентровой части незавершенных синтагм и фраз получены на материале исследования аннотированных корпусов — корпуса русской спонтанной речи CORUSS и корпуса, предназначенного для синтеза речи, созданных на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков СПбГУ, а также на аудиоматериале сайта http://deti-online.com/audioskazki/ ).
Для простоты движение тона в акцентных группах проще представить, используя уже определенный набор тонов для участка ИЦ.
По типу ИК2 (в символах тональных акцентов H*L и HL*): внутри акцентной группы реализуется глайд — нисходящее движение тона, либо безударные произносятся на высоком уровне, ударные — на низком, с усилением ударения.
По типу ИК3 (в символах тональных акцентов H*L): высокое положение ударных + низкий тональный уровень безударных слогов. То есть фактически реализуется тот же самый мелодический рисунок, что и при нейтральных реализациях, но интервал изменения тона восходящей и нисходящей ветвей больший и поэтому он слышен, замечается слушающим.
По типу ИК4 (в символах тональных акцентов L*H): ударные на низком тональном уровне, безударные выше (L*H). Более сложные тональные конфигурации (например, L*HL) возможны как на двусложной, так и на многосложной последовательности акцентных групп.
Можно предположить, что комбинаторика разных тональных рисунков предцентровой части контура с определёнными типами тонального оформления ИЦ тоже не хаотична, и регулируется определёнными правилами. Данные могут использоваться для передачи интонационной специфики различных стилей и жанров, а также для синтеза и распознавания экспрессивной речи.
Ясно, что в нейтральной и экспрессивной речи типы мелодического оформления предцентровой части контура будут различаться. Для описания специфики и различий этих типов важно формализовать типы тонального оформления шкал и определить их сочетаемость с типами ИЦ. Данные о наиболее распространенных типах мелодического оформления предцентровой части незавершенных синтагм и фраз получены на материале исследования аннотированных корпусов — корпуса русской спонтанной речи CORUSS и корпуса, предназначенного для синтеза речи, созданных на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков СПбГУ, а также на аудиоматериале сайта http://deti-online.com/audioskazki/ ).
Для простоты движение тона в акцентных группах проще представить, используя уже определенный набор тонов для участка ИЦ.
По типу ИК2 (в символах тональных акцентов H*L и HL*): внутри акцентной группы реализуется глайд — нисходящее движение тона, либо безударные произносятся на высоком уровне, ударные — на низком, с усилением ударения.
По типу ИК3 (в символах тональных акцентов H*L): высокое положение ударных + низкий тональный уровень безударных слогов. То есть фактически реализуется тот же самый мелодический рисунок, что и при нейтральных реализациях, но интервал изменения тона восходящей и нисходящей ветвей больший и поэтому он слышен, замечается слушающим.
По типу ИК4 (в символах тональных акцентов L*H): ударные на низком тональном уровне, безударные выше (L*H). Более сложные тональные конфигурации (например, L*HL) возможны как на двусложной, так и на многосложной последовательности акцентных групп.
Можно предположить, что комбинаторика разных тональных рисунков предцентровой части контура с определёнными типами тонального оформления ИЦ тоже не хаотична, и регулируется определёнными правилами. Данные могут использоваться для передачи интонационной специфики различных стилей и жанров, а также для синтеза и распознавания экспрессивной речи.