Развитие глагольной синонимии (биокогнитивный аспект)
Наталья Александровна Пузанова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
182
2016-03-17
11:00 -
11:15
Ключевые слова, аннотация
Cуществование синонимических рядов в
естественном языке всегда мотивированно интерпретацией наблюдателя, а одним из
когнитивных механизмов с помощью которого оперирует обыденное сознание, является
единая концептуальная основа-лексический прототип. В статье показывается,
что динамичный характер и залог развития языка во многом обусловлены самой
способностью языковой личности к интерпретации полученных знаний о мире и
переосмыслению уже усвоенных. Целью исследования является изучение
становления синонимического ряда, выражающего положительную оценку с
древнеанглийского по современный период.
Тезисы
Одной из главных тенденций гуманитарных
наук в XXI в., сопровождающей
процесс их дифференциации и внутреннего развития, стал поиск точек
соприкосновения и междисциплинарный подход для комплексного решения научных
задач. В этой связи исследователи все чаще обращаются к выработке
синтетического метода к использованию данных смежных наук. В языкознании таким подходом и методом стала
когнитивная наука, которая поставила вопрос о связи языка и познания, включив в
свою научно-исследовательскую парадигму данные таких наук как: нейробиология,
психология, философия. Целью нашего исследования является рассмотрение
механизма становления и развития глаголов синонимического ряда, выражающих
положительную эмоциональную оценку в диахронии. Материалом для
исследования послужили глаголы, выражающие базовую человеческую
эмоцию любви: «to love», «to cherish», «to treasure», «to value», «to appreciate».
Данный ракурс исследования, позволит по-новому посмотреть на
причины становления и изменения семантики лексических единиц с учетом позиции
субъекта — наблюдателя.
В последние годы в рамках когнитивной науки появилось множество исследований, посвященных рассмотрению когнитивных и лингвистических аспектов явлений окружающего мира, сущности концептуализации и категоризации, как основных познавательных процессов. Когниция рассматривается учеными как деятельность всего человеческого организма, осуществляемая в ходе взаимодействия со средой с целью адаптации к среде для выживания. Такой поворот начался во второй половине ХХ в., когда были сформулированы основные принципы и положение биологической теории познания представленной чилийскими биологами У. Матураной и Ф. Варелой [Матурана, Варела:105] Такой подход делает принципиально невозможным постижения сущности языка в отрыве от творческой интерпретации человеком окружающего мира. Когниция динамична и ситуативно обусловлена.Она сопряжена с коммуникацией и опирается на опытное знание. Познавательная деятельность связана с воспринимаемыми аспектами среды, корреляция с которыми ведет к приобретению опыта. Представляется, что именно коммуникант или наблюдатель, играет основную роль в выборе того или иного слова. Таким образом, знания о многозначных словах отливаются в нашем сознании как результат жизненных наблюдений над ними в ходе коммуникации. По мере своего развития как члена языкового сообщества коммуникант постоянно решает, насколько адекватно слово соответствует условиям передачи получаемого и передаваемого смысла, и в чем при этом заключается специфика его значения на фоне имеющихся в наличии синонимических средств. В частности, сопоставления «нового», то есть постоянно поступающих в данной ситуации сигналов из внешней среды с тем, что уже известно субъекту из прошлого опыта коммуникации.
В последние годы в рамках когнитивной науки появилось множество исследований, посвященных рассмотрению когнитивных и лингвистических аспектов явлений окружающего мира, сущности концептуализации и категоризации, как основных познавательных процессов. Когниция рассматривается учеными как деятельность всего человеческого организма, осуществляемая в ходе взаимодействия со средой с целью адаптации к среде для выживания. Такой поворот начался во второй половине ХХ в., когда были сформулированы основные принципы и положение биологической теории познания представленной чилийскими биологами У. Матураной и Ф. Варелой [Матурана, Варела:105] Такой подход делает принципиально невозможным постижения сущности языка в отрыве от творческой интерпретации человеком окружающего мира. Когниция динамична и ситуативно обусловлена.Она сопряжена с коммуникацией и опирается на опытное знание. Познавательная деятельность связана с воспринимаемыми аспектами среды, корреляция с которыми ведет к приобретению опыта. Представляется, что именно коммуникант или наблюдатель, играет основную роль в выборе того или иного слова. Таким образом, знания о многозначных словах отливаются в нашем сознании как результат жизненных наблюдений над ними в ходе коммуникации. По мере своего развития как члена языкового сообщества коммуникант постоянно решает, насколько адекватно слово соответствует условиям передачи получаемого и передаваемого смысла, и в чем при этом заключается специфика его значения на фоне имеющихся в наличии синонимических средств. В частности, сопоставления «нового», то есть постоянно поступающих в данной ситуации сигналов из внешней среды с тем, что уже известно субъекту из прошлого опыта коммуникации.