Речевое поведение и тактики в педагогическом дискурсе высшей школы
Татьяна Юрьевна Репина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
14-л
2016-03-14
16:20 -
16:35
Ключевые слова, аннотация
Успех
преподавания в условиях личностно-деятельного подхода напрямую зависит от
степени соответствия коммуникативных стратегий и речевых тактик преподавателя
образовательным, воспитательным и контролирующим целям образования,
определяющим три главные стратегии в педагогическом дискурсе. Анализ речевого
поведения преподавателя позволяет понять важность постоянного совершенствования
риторических приемов преподавателя, а также расширения диапазона коммуникативных
средств, используя приемы нейролингвистического программирования, маркетинга
или практической психологии.
Тезисы
Речевое
поведение преподавателя меняется под воздействием личностно-деятельного
подхода, который предполагает изменение основной схемы взаимодействия
преподавателя и студентов и использование стратегий, направленных на
формирование равно-партнерских, субъектно-субъектных отношений между ними. Речевые
тактики и приемы выбираются в соответствии с образовательными, воспитательными и
контролирующими целями образования, определяющими три главные стратегии в
педагогическом дискурсе.
Обучающая стратегия с целью передачи знаний является основной в педагогическом дискурсе и реализуется в жанре лекции, семинара и практического занятия. Наблюдения за речевой практикой преподавателей показывают, что в ситуациях институционального общения педагоги склонны выбирать авторитарный стиль общения, подчеркивающий статусное и возрастное неравенство коммуникантов. Данный стиль характеризует превалирование монологов, доминирование повелительных конструкций, приказной тон, проявление своего превосходства в знаниях и умениях, частое использование критики и негативной оценки. Если этос и логос риторики преподавателя не вызывают возражений, то пафос как форма речевого выражения, определяемая ситуацией и целью общения и способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания, требует модификации.
Методы либерального образования и опыт преподавания иностранных языков могут изменить сложившиеся в педагогическом дискурсе стереотипы. Они также позволяют гармонично сочетать обучающую стратегию речевого общения с воспитательной и контролирующей. В частности, демократический стиль предлагает учитывать интересы и уровень подготовки аудитории, активно вовлекать студентов в процесс учебно-познавательного общения и оценки знаний, сделать их равно ответственными за результаты обучения, а значит повысить мотивацию. Стратегия взаимодействия в обучении отдает предпочтение диалогу, осуществлению обратной связи, добавляет общение в парах и группах, способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений. Особое внимание уделяется приемам привлечения и удержания внимания слушателей, развитию инструментов контроля правильности понимания лекций и других учебных текстов. К примерам эффективных речевых тактик можно отнести использование метафор, повторов и перефразирования, запоминающихся опорных фраз, применение пауз/молчания/умолчания, серий вопросов на общее понимание, вопросов, направленных на привлечение фоновых или предметных знаний или выражение собственного мнения, отбор фатических речевых тактик с функцией установления контакта, а также тактик самопрезентации преподавателя. Большую пользу могут принести технологии нейролингвистического программирования (Бендлер, Карнеги).
Развитие профессиональной речевой культуры преподавателя должно стать постоянной практикой.
Обучающая стратегия с целью передачи знаний является основной в педагогическом дискурсе и реализуется в жанре лекции, семинара и практического занятия. Наблюдения за речевой практикой преподавателей показывают, что в ситуациях институционального общения педагоги склонны выбирать авторитарный стиль общения, подчеркивающий статусное и возрастное неравенство коммуникантов. Данный стиль характеризует превалирование монологов, доминирование повелительных конструкций, приказной тон, проявление своего превосходства в знаниях и умениях, частое использование критики и негативной оценки. Если этос и логос риторики преподавателя не вызывают возражений, то пафос как форма речевого выражения, определяемая ситуацией и целью общения и способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания, требует модификации.
Методы либерального образования и опыт преподавания иностранных языков могут изменить сложившиеся в педагогическом дискурсе стереотипы. Они также позволяют гармонично сочетать обучающую стратегию речевого общения с воспитательной и контролирующей. В частности, демократический стиль предлагает учитывать интересы и уровень подготовки аудитории, активно вовлекать студентов в процесс учебно-познавательного общения и оценки знаний, сделать их равно ответственными за результаты обучения, а значит повысить мотивацию. Стратегия взаимодействия в обучении отдает предпочтение диалогу, осуществлению обратной связи, добавляет общение в парах и группах, способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений. Особое внимание уделяется приемам привлечения и удержания внимания слушателей, развитию инструментов контроля правильности понимания лекций и других учебных текстов. К примерам эффективных речевых тактик можно отнести использование метафор, повторов и перефразирования, запоминающихся опорных фраз, применение пауз/молчания/умолчания, серий вопросов на общее понимание, вопросов, направленных на привлечение фоновых или предметных знаний или выражение собственного мнения, отбор фатических речевых тактик с функцией установления контакта, а также тактик самопрезентации преподавателя. Большую пользу могут принести технологии нейролингвистического программирования (Бендлер, Карнеги).
Развитие профессиональной речевой культуры преподавателя должно стать постоянной практикой.