Эффективные средства формирования коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих на этапе предвузовской подготовки
Лилия Гайнанова
Докладчик
преподаватель
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
215-а
2016-03-18
17:15 -
17:25
Ключевые слова, аннотация
Статья
посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции у
иностранных военнослужащих, обучающихся на подготовительном курсе, с помощью
дополнительных средств обучения РКИ. Делается вывод о том, что на данном этапе
необходимо использование средств обучения, ослабляющих стресс, связанный со
всеми видами общения на иностранном языке. Рассмотрены наиболее эффективные
средства обучения РКИ, такие, как коммуникативные игры, подготовка и
демонстрация курсантами тематических мультимедийных презентаций, работа с
периодическими изданиями, демонстрация аутентичных видеофайлов.
Тезисы
В современной методике
обучения РКИ коммуникативная компетенция (КК) по-прежнему является ведущей, и
представляет собой способность решать актуальные для учащихся задачи и цели
общения средствами иностранного языка. Формирование КК на этапе предвузовской
подготовки осложнено, прежде всего, проблемой адаптации (биологической,
социальной и коммуникативной) иностранных военнослужащих к изменившимся
условиям жизни и учебной деятельности. В вязи с этим, наряду с традиционными
средствами обучения и формами организации учебного занятия возможно
использование дополнительных средств обучения РКИ, способных ослабить
информационную перегрузку и организовать психологический и физиологический
отдых непосредственно на занятии. В частности, коммуникативная игра — это
игровая деятельность, при которой обучение языку становится не целью, а
средством к выполнению игрового задания, что снижает стресс, связанный с
учебной деятельностью. Такие задания должны опираться на наглядный материал
(визуализированная лексика по определенным темам). Работа с картинками строится
по концентрическому принципу: предмет → слово → словосочетание → предложение →
текст. Подготовка и демонстрация тематических мультимедийных презентаций
обучающимися также способствует значительной интенсификации занятий по РКИ и
формированию коммуникативных навыков, основанных на личном социокультурном
опыте («Моя страна», «Национальная кухня» и т. д). Данный вид деятельности на начальном
этапе может быть построен по принципу «вопрос-ответ». Демонстрация аутентичных
видеофайлов, представляющих собой единство зрительных и слуховых образов,
вербальных и невербальных средств передачи информации, активно способствует
развитию коммуникативных навыков иностранных обучающихся. В частности,
предлагается демонстрация законченного фрагмента «Наваждение» из фильма
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Первоначально
рекомендуется просмотр с русскими субтитрами с паузами и повторами каждой
речевой фразы для аудирования, прочтения и полного её понимания. Знакомство с
периодической печатью и постепенное привыкание к аутентичному тексту позволяет
иностранным военнослужащим быстрее адаптироваться к реалиям социальной
действительности. Газета как
актуальный источник информации, отражающий последние новости в стране и в мире,
вызывает активный интерес у обучающихся и даёт возможность включиться в
коммуникативный дискурс. Таким образом, активное использование перечисленных
средств обучения на уроках РКИ на этапе предвузовской подготовки способствует
формированию коммуникативной компетенции, позволяющей, в первую очередь,
научиться адекватной речевой реакции на внешние ситуации, развивать способность самостоятельно
мыслить и принимать правильные коммуникативные решения, что наиболее важно на
начальном этапе обучения РКИ.