Автобиографические повести Т. Бернхарда (1975–1982): пространство, время, событие
Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2016-03-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию принципов организации пространства и времени в автобиографических повестях одного из крупнейших австрийских писателей XX в. Томаса Бернхарда (1931–1989). Анализируются способы авторского моделирования художественного пространства и времени, а также структура художественного конфликта, предопределяемая логикой пространственно-временной структуры. Делается вывод о том, что текст повестей организован по принципам скорее художественного, чем автобиографического повествования в традиционном его понимании.
Тезисы
Точное воспроизведение топографии Зальцбурга на страницах автобиографической пенталогии вносит значительный вклад в создание иллюзии того, что перед читателем — подлинная летопись жизни писателя Т. Бернхарда. Однако по авторскому моделированию пространства и времени в повестях становится отчетливо видно, что повествование в них выстроено по художественным принципам. Очевидная «искусственность» в изображении пространств сближает автобиографические
повести с фикциональным творчеством их автора. Определяющим оказывается слияние жизненного пути человека в его основных
переломных моментах с реальным пространственным путем-дорогой, которое М.
Бахтин считал неотъемлемой чертой романного повествования. Топография вовлекается в описание внутреннего мира персонажа, город предстает состоянием духа. Экзистенциальный поворот, осуществление выбора в
сартровском понимании, в повестях изначально осмысляется как движение в пространстве. Описание пространств стилизуется, подчиняется литературным топосам (в частности, топосу locus terribilis — топосу «адского места»), для него оказываются свойственны резкие семантические противопоставления («центр» — «периферия», «верх» — «низ», «рай» — «ад»), присущие «антитетической» (Б. Тайзен) манере письма в романах Бернхарда. Мотив замкнутого пространства определяет изображение мест в автобиографических повестях точно так же, как и в фикциональных произведениях писателя. Работая над образом Зальцбурга, их автор намеренно создает «антитекст» к традиционному
изображению города в туристической литературе. Изображаемое в повестях время определяется замкнутым пространством: обнаруживаются многочисленные приемы ретардации повествования. Время повествования, в нехарактерной для автобиографического жанра в целом манере, оказывается замкнуто: конец
последней повести отсылает к началу первой, автор «возвращает» юного героя в Зальцбург, «запирает» во времени страданий,
подчеркивая безысходность его положения. Замкнутые пространство и время предопределяют структуру конфликта: герой стремится освободиться, выбраться из
замкнутого пространства. Движение приобретает значение ценностной категории. Семантический комплекс «бег» — «побег» — «прибежище» становится одним из определяющих для всего повествования.