К. Инверницио: литература al femminile
Юлия Сергеевна Патронникова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
190
2016-03-18
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
Каролину
Инверницио по праву называют самой
популярной итальянской писательницей рубежа XIX–XX вв. Ее
романы-фельетоны в определенном смысле
подготовили рождение детектива в Италии. Творчество Инверницио примечательно еще тем, что это литература
al
femminile
(типично
женская): драматические узлы разрешаются
не мужскими, но женскими персонажами;
как
и сверхчеловек народного французского
романа, описанный У. Эко, они предприимчивы, восстанавливают нарушенную
справедливость и разрешают личные драмы всеми доступными методами.
Тезисы
Поклонников
Каролины Инверницио не смущал недостаток
оригинальности ее романов, по сравнению
с великими французскими и итальянскими
писателями-фельетонистами. Все же к
известным
повествовательным моделям Каролина
добавила кое-что свое: она знала, как
говорить с женщинами.
Конечно, утверждать, что Инверницио — создательница «матриархального нарратива», что ее новый женский персонаж «не обходит границы патриархальной культуры, но ослабляет и разрушает их», — явное преувеличение. Романы Каролины как раз не предлагают никакой новой морали. Ее героини не просто продолжают считаться с патриархальным миром и его ценностями, но именно их и восстанавливают. Новизна в том, что нарушенный порядок возвращает женщина, что героини объединяются в некий союз, обнаруживают свою автономию, но ценности, за которые они борются, остаются в своей сути глубоко патриархальными: семья, ее единство, честь, доброе имя. Женщина была и остается «ангелом-хранителем семейного очага, хотя и становится активнее в борьбе за его сохранение» [1]. Семья — вот ключевая ценность, это «закрытое место», выполняющее функцию приюта и защиты и прославляющее систему прочных ценностей и чувств.
Список литературы:
[1] Eco U. Tre donne intorno al cor // Carolina Invernizio, Matilde Serao, Liala. Di Umberto Eco, Marina Federzoni, Isabella Pezzini e Maria Pia Pozzato. La nuova Italia. 1979. P. 20.
Конечно, утверждать, что Инверницио — создательница «матриархального нарратива», что ее новый женский персонаж «не обходит границы патриархальной культуры, но ослабляет и разрушает их», — явное преувеличение. Романы Каролины как раз не предлагают никакой новой морали. Ее героини не просто продолжают считаться с патриархальным миром и его ценностями, но именно их и восстанавливают. Новизна в том, что нарушенный порядок возвращает женщина, что героини объединяются в некий союз, обнаруживают свою автономию, но ценности, за которые они борются, остаются в своей сути глубоко патриархальными: семья, ее единство, честь, доброе имя. Женщина была и остается «ангелом-хранителем семейного очага, хотя и становится активнее в борьбе за его сохранение» [1]. Семья — вот ключевая ценность, это «закрытое место», выполняющее функцию приюта и защиты и прославляющее систему прочных ценностей и чувств.
Список литературы:
[1] Eco U. Tre donne intorno al cor // Carolina Invernizio, Matilde Serao, Liala. Di Umberto Eco, Marina Federzoni, Isabella Pezzini e Maria Pia Pozzato. La nuova Italia. 1979. P. 20.