Средневековая женская мистика: феномен Анжелы да Фолиньо
Марина Сергеевна Самарина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-18
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена личности и литературному наследию одной из самых выдающихся писательниц итальянского средневековья — Анжеле да Фолиньо, старшей современнице Данте. Анжела, духовный вождь оппозиционных церкви спиритуалов, — фигура чрезвычайно своеобразная, близкая к маргинальности по степени изломанности сознания и трагическому восприятию мира и бытия. История ее экстатических состояний описана в удивительной «Книге видений», которая впоследствии многократно подвергалась церковной цензуре из-за откровенных описаний нетрадиционных религиозных практик.
Тезисы
Анжела да Фолиньо (1248–1309) на фоне других многочисленных последовательниц Франциска Ассизского выделяется своей необычной личностью и маргинальной манерой поведения («кликушество»). Анжела являлась духовным вождем оппозиционных церкви спиритуалов (полуеретической ветви францисканского ордена); ее литературное наследие — «Книга видений» — представляет собой одно из самых драматических произведений итальянского средневековья. Неоднозначная личность писательницы еще при жизни вызывала самые полярные оценки: от экзальтированного поклонения до обвинения в общении с дьяволом; она была канонизирована католической церковью в 1701 г. Интерес к наследию Анжелы привел к тому, что ее «Книга видений» была издана практически сразу же после появления в Италии книгопечатания, то есть вместе с «Божественной комедией» Данте.
«Книга видений» была продиктована Фолиньо ее исповеднику — францисканскому монаху Арнольду; в книге описывается история ее религиозного мистического опыта в крайне откровенных образах, из-за чего текст книги неоднократно был подвергнут церковной цензуре инквизиции. Восприятие и соединение с Богом у Фолиньо описаны как «радость-страдание» и имеют определенный болезненный оттенок: в описании ее экстазов и экстатических практик прослеживается не только явно эротическая, но и очень сильная садо-мазохистская и даже некрофильская составляющая. Текст не всегда ясен для прочтения, так как Анжела, диктуя его, неоднократно подчеркивала невозможность описать словами ни опыт мистических переживаний, ни божественную сущность видений, так как все это относится к области несказанного и невыразимого.
Несмотря на недостаток образования Фолиньо и эмоциональность ее стилистики, в «Книге видений» есть ряд глубоких философских и теологических идей, являющихся развитием учений великих мистиков предыдущих эпох: Дионисия Ареопагита, Бонавентуры, Бернарда Клервоского; вероятно, нахождение в среде спиритуалов способствовало усвоению сложных мистических систем и теологических учений. Фолиньо, таким оборазом, создает свое собственное, простое, но стройное мистическое учение и собственную систему религиозных практик. С лингвистической точки зрения текст книги является интересным образцом «народного» разговорного итальянского языка эпохи Данте.
«Книга видений» была продиктована Фолиньо ее исповеднику — францисканскому монаху Арнольду; в книге описывается история ее религиозного мистического опыта в крайне откровенных образах, из-за чего текст книги неоднократно был подвергнут церковной цензуре инквизиции. Восприятие и соединение с Богом у Фолиньо описаны как «радость-страдание» и имеют определенный болезненный оттенок: в описании ее экстазов и экстатических практик прослеживается не только явно эротическая, но и очень сильная садо-мазохистская и даже некрофильская составляющая. Текст не всегда ясен для прочтения, так как Анжела, диктуя его, неоднократно подчеркивала невозможность описать словами ни опыт мистических переживаний, ни божественную сущность видений, так как все это относится к области несказанного и невыразимого.
Несмотря на недостаток образования Фолиньо и эмоциональность ее стилистики, в «Книге видений» есть ряд глубоких философских и теологических идей, являющихся развитием учений великих мистиков предыдущих эпох: Дионисия Ареопагита, Бонавентуры, Бернарда Клервоского; вероятно, нахождение в среде спиритуалов способствовало усвоению сложных мистических систем и теологических учений. Фолиньо, таким оборазом, создает свое собственное, простое, но стройное мистическое учение и собственную систему религиозных практик. С лингвистической точки зрения текст книги является интересным образцом «народного» разговорного итальянского языка эпохи Данте.