45th International Philological Research Conference

Коннотации устной культуры, повтор и градация как техники порождения персонажного дискурса в раннем рыцарском романе (на материале романа «о Тристане» Эльхарта фон Оберга)

Екатерина Геннадьевна Суслова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

205
2016-03-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут рассмотрены речевые сцены «романа о Тристане» Эльхарта фон Оберга и продемонстрированы техники  порождения персонажного дискурса в раннем рыцарском романе.

Тезисы

Первый роман о Тристане на немецком языке (самые ранние из сохранившихся фрагментов относятся к концу XII в.), автор которого в одном из вариантов именуется «von hôbergin her eilhart», открывается прологом: рассказчик, обращаясь к собравшимся, просит тишины. Помещение фигуры рассказчика в ситуацию устной публичной коммуникации при непосредственном контакте исполнителя и слушателя позволили говорить о приоритете устной формы в первой письменной версии романа о Тристане. Персонажный дискурс также насыщен коннотациями устной культуры и создан с помощью двух приемов, заимствованных у устной традиции — повтора и повышения (градации). Видеть и слышать – две основные формы восприятия в устной традиции. Коннотациями устной культуры в письменном тексте традиционно считаются обороты с глаголами говорения, глаголами слушания, глаголами памяти. Также строится и персонажный дискурс. Речевые ситуации в обоих дискурсах при этом идентичны. Наряду с этим, обращают на себя внимание обороты, многократно повторяющиеся на небольших отрезках текста, как правило, в пределах одного сюжетного эпизода, и затем исчезающие: строка 422 «ich sag úch fúr war» (в речи рассказчика), строка 432 «und hieß im sagen fúr war» (в речи рассказчика), строка 452 «daß sagt im fúr war» (в речи персонажа). Общей чертой речевых сцен в романе «о Тристане» Э. фон Оберга является их «серийность». Если на событийном уровне нарративность стиля проявляется в том, что сюжетные эпизоды «нанизываются» на нить повествования, то в границах одного сюжетного эпизода речевые сцены следуют одна за другой. Серию речевых сцен в сюжетном эпизоде можно сравнить с изображенной в романе охотничьей процессией, в описании которой использованы два приема — повторение и повышение (градация). Серию открывает первая речевая сцена, называется  тема, она разрабатывается участниками, сцена завершается. Тема, начало, модель разработки темы (набор и последовательность ходов, реакции собеседника), финал, повторяясь, переходят во вторую и т. д. речевые сцены того же эпизода. Состав участников при этом меняется. Повышение (градация) реализуется в подборе и детализации аргументов. Обращает на себя внимание принципиальная аргументированность слов персонажей. Логическая схема аргументации повторяется. Дословный или синонимический повтор в случае средств, отвечающих за передачу пропозиционального/иллокутивного содержания, логичен и ожидаем. Интерес представляют «необоснованный» повтор: например, семикратный повтор в речевых сценах одного сюжетного эпизода глагола helfen. Повтор и градация — основные техники порождения персонажного дискурса в «романе о Тристане» Эльхарта фон Оберга, реализация этих приемов в каждом конкретном случае ограничивается  рамками сюжетного эпизода.