Глаголы интеллектуальной деятельности студентов (на материале романа Н. Г. Гарина-Михайловского Студенты)
Сюе Яо
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2016-03-16
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Студенты — социальная группа, основной задачей которой является приобретение профессиональных знаний, поэтому интеллектуальная деятельность для этой группы очень важна. Глаголы интеллектуальной деятельности прежде всего описывают процессы того, как человек воспринимает, понимает и интерпретирует информацию. В работе анализируется данная лексика в романе Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты», создавая семантическое поле. Исследуя контексты, можно определить особенности интеллектуальной деятельности героев-студентов, обнаружить общие характеристики интеллектуальной жизни студентов в конце XIX в.
Тезисы
Студенты — это социальная группа, основной задачей которой
является приобретение профессиональных знаний, поэтому интеллектуальная
деятельность для этой группы очень важна. Состав и численность студенчества в российском
обществе менялись на протяжении разных эпох. В частности, в России в 1863–1864
гг. были проведены реформы в области народного образования, вследствие чего
просвещение стало более доступным для представителей различных сословий. На
таком историческом фоне поступили в университет герои произведения Н. Г. Гарина-Михайловского,
интеллектуальная деятельность которых представляет особую исследовательскую
ценность.
Глаголы интеллектуальной деятельности прежде всего описывают процессы того, как человек воспринимает, понимает и интерпретирует информацию. Данные глаголы в романе могут быть классифицированы на две группы: глаголы учебной и неучебной интеллектуальной деятельности. В соответствии с положениями работы Р. Н. Гуднова «Синонимические ряды глаголов интеллектуальной деятельности в современном русском языке (функционально-семантический аспект)» лексика разделяется на 10 подгрупп, выявляемых в структуре семантического поля, в ядро поля входят глаголы мышления, понимания, познания; периферия включает глаголы сравнения и сопоставления, выбора, решения, воображения и предположения, определения, восприятия, проверки.
Анализируя синонимические ряды глаголов в контексте, можно определить социальную среду, к которой принадлежат употребляющие их персонажи, особенности учебной и неучебной интеллектуальной деятельности героев, более того, составить представления об общих характеристиках интеллектуальной жизни студентов в конце XIX в. и в дальнейших исследованиях сопоставить эту информацию с данными о нынешней социальной группе студентов.
Глаголы интеллектуальной деятельности прежде всего описывают процессы того, как человек воспринимает, понимает и интерпретирует информацию. Данные глаголы в романе могут быть классифицированы на две группы: глаголы учебной и неучебной интеллектуальной деятельности. В соответствии с положениями работы Р. Н. Гуднова «Синонимические ряды глаголов интеллектуальной деятельности в современном русском языке (функционально-семантический аспект)» лексика разделяется на 10 подгрупп, выявляемых в структуре семантического поля, в ядро поля входят глаголы мышления, понимания, познания; периферия включает глаголы сравнения и сопоставления, выбора, решения, воображения и предположения, определения, восприятия, проверки.
Анализируя синонимические ряды глаголов в контексте, можно определить социальную среду, к которой принадлежат употребляющие их персонажи, особенности учебной и неучебной интеллектуальной деятельности героев, более того, составить представления об общих характеристиках интеллектуальной жизни студентов в конце XIX в. и в дальнейших исследованиях сопоставить эту информацию с данными о нынешней социальной группе студентов.