Визуальные образы в романе М. Петросян «Дом, в котором…»
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2016-03-19
14:15 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности поэтики и рецепции романа
М. Петросян «Дом, в котором…». Основным свойством этого текста является
стремление к визуальности, насыщенность зрительными образами, яркими метафорами,
запоминающимися описаниями. Эта тенденция сочетается с противоположной:
повествование содержит огромное количество «пустых мест», лакун,
неопределенностей. Такое сочетание несочетаемого, как представляется, является
основой поэтики данного текста и является одной из главных причин его
неоднозначной рецепции.
Тезисы
То, что
появившийся в 2009 г. роман М. Петросян «Дом, в котором…» — явление
интересное и неординарное, — тезис, уже не нуждающийся в доказательстве.
Отмеченная несколькими литературными премиями, вызвавшая положительные рецензии,
эта книга сразу обзавелась армией поклонников, среди которых есть люди разного
возраста и увлечений.
За романом
сразу же закрепился статус текста, ускользающего от точных определений, текста,
занимающего срединное положение между стилевыми, жанровыми и прочими полюсами
литературной системы.
Уже первые страницы романа дают ясное представление о том, что главным художественным приемом этого текста является метафора (шире можно назвать это метаморфозой). Кроме того, все повествование здесь основано на том, что читателя заставляют смотреть на мир глазами разных персонажей: в книге не только чередуются точки зрения разных героев (Курильщика, Сфинкса, Табаки), но и уделяется большое внимание графическому оформлению письменного текста: записи на стенах, несобственно-прямая речь, дневник Курильщика выделяются разными шрифтами. Дом, «написанный» Петросян, словно стремится к максимальному визуальному воплощению, в нем главное — рисунок, образ. Отбор элементов, введенных в повествование, позволяет заметить, что даже бытовые детали становятся окрашенными в какие-нибудь цвета. Повествователь и герои, голосу которых он так часто вторит, любят каламбуры, основанные на реализации метафоры.
Однако эта насыщенность визуальными деталями сочетается в тексте противоположной особенностью: в романе слишком много «пустых мест», лакун, которые возникают в самых неожиданных местах. Иногда недосказанными остаются очень простые вещи: имена, внешность героев, обстановка, — иногда пропущенными оказываются ключевые сюжетные элементы. Такие пропуски в повествовании — свойство, характерное для литературы, и оно было подробно описано Р. Ингарденом. Многие визуальные образы в романе соседствуют с неоткомментированными местами, поэтому создается ощущение, что роман распадается веером сюжетных вариантов, из которого читателю предлагается сконструировать собственный.
Впрочем, и такой подход к этому тексту не кажется верным. Роман «Дом, в котором...» живет метафорической жизнью: одно в нем прорастает в другое и обретает смысл именно в этом взаимодействии. И поэтика, и рецепция этого текста доказывают, что он сопротивляется однозначной интерпретации. Это вовсе не значит, что ее нет. Говоря словами одного из героев, «слова, которые сказаны, что-то означают, даже если ты ничего не имел в виду».
Уже первые страницы романа дают ясное представление о том, что главным художественным приемом этого текста является метафора (шире можно назвать это метаморфозой). Кроме того, все повествование здесь основано на том, что читателя заставляют смотреть на мир глазами разных персонажей: в книге не только чередуются точки зрения разных героев (Курильщика, Сфинкса, Табаки), но и уделяется большое внимание графическому оформлению письменного текста: записи на стенах, несобственно-прямая речь, дневник Курильщика выделяются разными шрифтами. Дом, «написанный» Петросян, словно стремится к максимальному визуальному воплощению, в нем главное — рисунок, образ. Отбор элементов, введенных в повествование, позволяет заметить, что даже бытовые детали становятся окрашенными в какие-нибудь цвета. Повествователь и герои, голосу которых он так часто вторит, любят каламбуры, основанные на реализации метафоры.
Однако эта насыщенность визуальными деталями сочетается в тексте противоположной особенностью: в романе слишком много «пустых мест», лакун, которые возникают в самых неожиданных местах. Иногда недосказанными остаются очень простые вещи: имена, внешность героев, обстановка, — иногда пропущенными оказываются ключевые сюжетные элементы. Такие пропуски в повествовании — свойство, характерное для литературы, и оно было подробно описано Р. Ингарденом. Многие визуальные образы в романе соседствуют с неоткомментированными местами, поэтому создается ощущение, что роман распадается веером сюжетных вариантов, из которого читателю предлагается сконструировать собственный.
Впрочем, и такой подход к этому тексту не кажется верным. Роман «Дом, в котором...» живет метафорической жизнью: одно в нем прорастает в другое и обретает смысл именно в этом взаимодействии. И поэтика, и рецепция этого текста доказывают, что он сопротивляется однозначной интерпретации. Это вовсе не значит, что ее нет. Говоря словами одного из героев, «слова, которые сказаны, что-то означают, даже если ты ничего не имел в виду».