Актуализация пространства как форма интерпретации в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи»
Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2016-03-15
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе дается анализ актуализации «пространства исполнения» К. Серебренниковым
стихотворения И. Бродского «Конец прекрасной
эпохи» как проекции поэтического текста на видеоряд. Тематический синкретизм
пространства в документальной съемке обыденной жизни города и его поэтической
оценке, развернутой в стихотворении И. Бродского, позволяет выделить
специфические визуальные коды как элементы видеотекста и охарактеризовать способы
соотнесения визуальных и поэтических репрезентаций предметного пространства повседневности
как объекта культурной рефлексии и формы интерпретации поэтического текста.
Тезисы
Поэтический видеоклип
репрезентирует поэтический текст в аудиовизуальной форме, при этом медийная репрезентация поэтического текста имеет
собственный эстетический потенциал в интерпретации поэтического высказывания.
Видеокадры, сопровождающие стихи, могут быть документальными, игровыми,
анимационными или дигитальными. Использование приемов документального кино в
поэтическом видеоклипе создает представление о биографическом или хроникальном
модусе. В соположении с поэтическим текстом документальный видеоряд может стать
как иллюстративным фоном, так и одним из концептуальных способов представления
поэтических смыслов, усиливающих экспрессивность восприятия.
Визуализация пространства в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи» становится синкретическим аналогом риторически организованного текста. Оппозиция «метафорическое / непосредственное» нейтрализуется за счет проекции поэтического текста на фрагменты документального видеоряда, при этом происходит деметафоризация или рефигурация поэтической метафоры, актуализирующая ее метонимические компоненты. Документальные съемки вписывают поэзию в рутинный быт, в результате чего создается ироническая полифония. Однако снятая в документальном жанре обыденность, благодаря поэтическому тексту и монтажу кадров по-новому семиотизируется, представляя собственные визуальные метафоры тупика, несвободы, механистичности жизни, цены и обесцененности вещей, при этом документальный видеоряд обращен, в большей степени, к бытовому сознанию зрителя и бытовой конкретности, в отличие от поэтического текста, насыщенного метафорами обобщенно-метафизического плана.
Визуализация пространства в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи» становится синкретическим аналогом риторически организованного текста. Оппозиция «метафорическое / непосредственное» нейтрализуется за счет проекции поэтического текста на фрагменты документального видеоряда, при этом происходит деметафоризация или рефигурация поэтической метафоры, актуализирующая ее метонимические компоненты. Документальные съемки вписывают поэзию в рутинный быт, в результате чего создается ироническая полифония. Однако снятая в документальном жанре обыденность, благодаря поэтическому тексту и монтажу кадров по-новому семиотизируется, представляя собственные визуальные метафоры тупика, несвободы, механистичности жизни, цены и обесцененности вещей, при этом документальный видеоряд обращен, в большей степени, к бытовому сознанию зрителя и бытовой конкретности, в отличие от поэтического текста, насыщенного метафорами обобщенно-метафизического плана.