45th International Philological Research Conference

Ротационная модель как наиболее эффективная форма очно дистанционного обучения говорению и общению на иностранном языке

Ирина Олеговна Филиппова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2016-03-19
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе кратко рассматриваются различные подходы и направления деления на модели смешанной формы обучения (СФО), дается краткая характеристика основных моделей СФО, определяется ротационная модель смешанной формы обучения (РМ СФО) и предлагается перечень ее преимуществ для обучения говорению и общению в устной форме на иностранном языке.
Основное внимание в докладе уделяется описанию РМ СФО, приводятся результаты экспериментального обучения говорению на английском языке, которое осуществлялось по алгоритму ротационной модели СФО.

Тезисы

С развитием информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в методике преподавания иностранных языков стали говорить о различных моделях смешанной формы обучения (СФО).
Так, например, американские исследователи рассматривают следующие модели: 1) Face-to-Face Driver, 2) Rotation, 3) Flex, 4) Online Lab, 5) Self-Blend, 6) Online Driver, 7) Enriched-Virtual model. 
Британские специалисты по смешанному обучению предлагают свои модели, основные из которых: 1) «Supplementary model»; 2) «Rotational model»; 3) «Flexible model»; 4) «Computer lab model»; 5) «Face to face tests model»; 6) «3D model» и т. д.
Отечественные исследователи рассматривают «смешанное обучение», в основном, в рамках трех комбинаций: 1) встраивание элементов очного активного обучения в дистанционный учебный курс; 2) встраивание элементов дистанционного обучения в очный курс; 3) комбинация равноценного и взаимодополняющего сочетания двух равноправных и независимых друг от друга форм обучения (очного и дистанционного). Причем процентное соотношение использования в смешанной модели очной и дистанционной компонент может быть различным и варьироваться в диапазоне от 30 до 70%. По мнению специалистов, соотношение использования традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения зависит от: а) предметной области, по которой планируется проведение обучения; б) предполагаемого возраста слушателей; в) уровня подготовки слушателей; г) инфраструктуры, которая может быть использована для проведения обучения (в том числе техническая инфраструктура) и т. п.
По нашему мнению, для обучения говорению и общению в устной форме на иностранном языке студентов вуза самой эффективной моделью является ротационная модель — модель, при которой равноценные по значимости занятия «в аудитории» и «дистанционно» чередуются последовательно. Главная особенность данной модели заключается в чередовании аудиторных и дистанционных занятий в рамках их определенного последовательно-временного соотношения. Каждое следующее аудиторное занятие строится на материале, освоенном дистанционно, и наоборот. Дистанционная компонента обучения может быть синхронной или асинхронной.