Особенности построения современного художественного текста
Дарья Дмитриевна Васева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2016-03-16
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматриваются особенности построения современного художественного текста. Одной из главных особенностей видится сближение современной литературы с устной речью, которое проявляется как в общем построении текста,
так и в усилении ассоциативных связей, что приводит к усложнению подтекста. Современный
художественный текст, объединяя новые языковые тенденции и смысловые
пространства, становится «полем» взаимодействия двух разноплановых механизмов
(устной и письменной формы), что, в свою очередь, повышает его методический
потенциал.
Тезисы
Современный художественный текст отражает изменение характера художественной
литературы, что в свою очередь отражает изменения, происходящие в сознании, а
также — в языке. Сегодня бытовые события повседневной жизни оказываются не
менее значимыми, чем глобальные, что является одной из причин расширения границ
включения в художественную речь устной разговорной речи с ее лексическими и
синтаксическими особенностями, которые создают новое особое «звучание» текста.
Смысл, конструируемый в устной речи, обладает несколькими существенными особенностями. Главным принципом генерации смысла является «нелинейный» характер его формирования, многоплановое и многократное наложение и совмещение отдельных компонентов. Смысл возникает в виде неструктурированного комплекса, в котором соотношения составляющих его частей однозначно не регламентированы. При развертывании речи происходит генерация смыслов на ассоциативных пересечениях составных частей текста. И генерация, и извлечение смысла устной речи — это открытый процесс. Смысл же письменной речи, напротив, является «линейным», закрытым, так как строится на соединении определенных компонентов по определенным правилам. Он может быть исчерпывающим образом продуман автором, реализован в письменном тексте и принят через посредство этого текста читающим.Современная литература идет на сближение с устной речью, которое проявляется как в общем построении текста, так и в усилении ассоциативных связей, что приводит к усложнению подтекста. Современный художественный текст, соединяя элементы письменного и устного изложения, организует развертывание мысли в виде связной последовательности с параллельным сопоставлением важных для общего смысла смысловых блоков. Таким образом, если открытость устного текста возникает из-за невозможности провести на нем структурирующую работу в том объеме, в котором это оказывается возможным и необходимым для письменного текста, — то в художественной речи аналогичное качество возникает за счет вторичной интенсификации и усложнения структурного механизма, доведения его до такого уровня, который превышает структурирующие возможности письменной речи.
Современный художественный текст, объединяя новые языковые тенденции и смысловые пространства, становится «полем» взаимодействия двух разноплановых механизмов (устной и письменной формы), что, в свою очередь, повышает его методический потенциал. Анализ такого рода текстов (тематически ориентированных на учебную программу) может быть направлен как на развитие навыков в чтении и понимании/интерпретации текста, так на (осознанное) использование конструкций устной речи при развитии навыков в говорении.
Смысл, конструируемый в устной речи, обладает несколькими существенными особенностями. Главным принципом генерации смысла является «нелинейный» характер его формирования, многоплановое и многократное наложение и совмещение отдельных компонентов. Смысл возникает в виде неструктурированного комплекса, в котором соотношения составляющих его частей однозначно не регламентированы. При развертывании речи происходит генерация смыслов на ассоциативных пересечениях составных частей текста. И генерация, и извлечение смысла устной речи — это открытый процесс. Смысл же письменной речи, напротив, является «линейным», закрытым, так как строится на соединении определенных компонентов по определенным правилам. Он может быть исчерпывающим образом продуман автором, реализован в письменном тексте и принят через посредство этого текста читающим.Современная литература идет на сближение с устной речью, которое проявляется как в общем построении текста, так и в усилении ассоциативных связей, что приводит к усложнению подтекста. Современный художественный текст, соединяя элементы письменного и устного изложения, организует развертывание мысли в виде связной последовательности с параллельным сопоставлением важных для общего смысла смысловых блоков. Таким образом, если открытость устного текста возникает из-за невозможности провести на нем структурирующую работу в том объеме, в котором это оказывается возможным и необходимым для письменного текста, — то в художественной речи аналогичное качество возникает за счет вторичной интенсификации и усложнения структурного механизма, доведения его до такого уровня, который превышает структурирующие возможности письменной речи.
Современный художественный текст, объединяя новые языковые тенденции и смысловые пространства, становится «полем» взаимодействия двух разноплановых механизмов (устной и письменной формы), что, в свою очередь, повышает его методический потенциал. Анализ такого рода текстов (тематически ориентированных на учебную программу) может быть направлен как на развитие навыков в чтении и понимании/интерпретации текста, так на (осознанное) использование конструкций устной речи при развитии навыков в говорении.