45th International Philological Research Conference

Уровнеобразующие характеристики коммуникативной компетенции

Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-У
2016-03-14
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме создания вертикали восхождения учащегося к совершенному владению русским языком. В качестве основных уровнеобразующих характеристик коммуникативной компетенции выбраны: тематическое содержание занятий: сферы общения. ситуации общения; интенционал; стратегии и тактики речевого поведения; текстовые характеристики; культурологическая составляющая; этикетные нормы. Зная перспективы и специфику развития составляющих коммуникативной компетенции, можно выстроить процесс обучения от нуля до совершенного владения языком, выбрать адекватные уровню средства обучения и контроля.

Тезисы

Вертикаль восхождения учащегося к совершенному владению русским языком должна быть системной. В качестве системных уровнеобразующих характеристик коммуникативной компетенции мы выбрали:
1. Тематическое содержание. Уровнь 1 (В1): Человек и его «близкий» мир. Большинство тем могут иметь в своём названии местоимение «мой»: Моя семья, Мои друзья и т. п. Уровень 2 (В2): Человек и окружающий мир. Большинство теммогут начинаться со слова «проблема»: Проблемы семьи, Проблемы молодёжи и т. п. Уровень 3 (С1): Человек и его отношения с окружающим миром. Большинство тем могут начинаться словами «конфликт, его оценка и пути его решения»: Межличностные конфликты, Служебные конфликты и т. п. Уровень 4 (С2): Человек и его профессиональная деятельность на русском языке, рефлексия этой деятельности.
2. Сферы общения. Ситуации общения. Уровень 1 (В1): Преимущественно бытовая и учебная сферы общения. Круг ситуаций составляют ситуации повседневной жизни. Уровень 2 (В2): В социально-бытовой сфере человек может адекватно участвовать практически во всех ситуациях. Уровень 3 (С1): Участие во всех сферах общения, включая официально-деловую. Уровень 4 (С2): Адекватное общение во всех сферах. Уровнеобразующими являются профессиональная и научные сферы.
3. Интенционал. Интенционал как совокупность намерений, которые может осуществить говорящий, может расширяться от намерения сообщить нечто или совершить иное речевое действие до намерения выразить сложнейший комплекс эмоций.
4. Стратегии и тактики речевого поведенияОни развиваются по траектории увеличения разнообразия, усложнения тактик и средств их реализации: от умения инициировать и поддержать диалог (В1) до тактики руководящего работника, организатора учебной и трудовой деятельности коллектива (С2).
5. Текстовые характеристики. Основное внимание уделено функционально-смысловым типам текстов, характеристикам тестов с точки зрения цельности, связности текста: от описания конкретных объектов, повествования о событиях повседневной жизни, элементов рассуждения (В1) до научного выступления, лекции, рецензии (С2).
6. Культурологическая составляющая — умение использовать знания культурологического характера в речи при реализации определённого коммуникативного намерения: от знаний основных фактов истории и прецедентных имен, названий до знаний на уровне носителя языка.
7. Этикетные нормы — умение пользоваться правилами этикета в соответствии с особенностями ситуации общения: от учёта личности собеседника и других параметров ситуации до правил этикета, характерных для научного сообщества.