Процесс порождения речи: emocio vs racio
Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
184
2016-03-17
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе проводится анализ взаимодействия
эмоциональной и рациональной оценки в процессе порождения речи. Пусковым
механизмом любой человеческой деятельности является мотив. Коммуникативный тип
высказывания предопределяется взаимодействием эмоциональной и рациональной
оценки в процессе порождения речи: доминирование рациональной оценки над
эмоциональной (эмоционально нейтральное высказывание), сохранение значимости
эмоциональной оценки наряду с рациональной (эмоциональное окрашенное
высказывание) или доминирование эмоциональной оценки над рациональной (эмотивное
высказывание).
Тезисы
Положение о взаимосвязи эмоционального и
интеллектуального в процессе познания мира человеком является одним из ключевых
в психологии, однако исследование их реального взаимодействия при моделировании
речевой деятельности только начинается. Важным является не только осознание
качественного различия между интеллектуальными и эмоциональными процессами, но
и признание того, что соотношение интеллектуального и эмоционального может быть
различным не только на разных этапах процесса порождения речи, но и в разных
типах ситуаций. Пусковым механизмом любой человеческой деятельности является
мотив, имеющий эмоционально-волевую природу (Л. С. Выготский). Характеризуя
процессуальную сторону речевой деятельности, можно предположить, что
«поаспектное анализирование» объекта (Е. Ю. Артемьева) осуществляется
по-разному. Чем выше эмоциональная значимость соответствующего объекта, тем
менее дифференцированным будет его познание на этапе «второвидения». Иными
словами, специфика «поаспектного анализирования» объекта, на который направлена
познавательная деятельность человека, зависит от соотношения эмоциональной и
рациональной оценки. Доминирование эмоциональной оценки ограничивает
возможности анализа определенного положения дел. Продуктом речемыслительной
деятельности человека на «фоне» доминирования эмоциональной оценки будет
высказывание особого коммуникативного типа, названного нами эмотивным, напр.: Тоже
мне, друг называется!; Какой он тебе друг!; Подумаешь, друг!; Вот тебе и
подруга!; Что это за погода!; Ну и вырядилась! Этим объясняется тот факт,
что одной из отличительных особенностей эмотивных высказываний является, с
одной стороны, крайне ограниченное количество номинативных компонентов, с
другой — широкое использование различных частиц, являющихся наиболее
«субъективным» грамматическим классом слов. На противоположном полюсе находятся
эмоционально нейтральные высказывания, в процессе порождения которых, еще на
этапе внутреннего программирования, при формировании иерархической смысловой
структуры, вершинную позицию занимает рациональная оценка, которая остается
доминирующей до конца процесса речепроизводства. «Поглощенная эмоциональная
оценка» может быть «извлечена» из содержания эмоционально нейтрального
высказывания прежде всего на основе анализа его лексического состава (Талантливый
художник пишет интересную картину). В случае «конкурирования»
эмоциональной и рациональной оценки продуктом речепроизводства является
эмоционально окрашенное высказывание, степень эмоциональной окрашенности
которого зависит от того, насколько близко к вершине окажется эмотивный
компонент на этапе внутреннего программирования. Таким образом, коммуникативный
тип высказывания задается на этапе внутреннего программирования, когда создается
иерархическая смысловая структура.