Учебник по русскому языку как иностранному: от нулевого уровня до уровня В1
Елена Ромуальдовна Ласкарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2016-03-18
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Актуальные
проблемы преподавания русского языка
на стартовом этапе обучения рассматриваются
в связи с авторским учебником «Русский
язык как иностранный. Практический
интенсивный курс: учебник
и
практикум для
прикладного бакалавриата». Отобранный
и особым образом структурированный
материал отражает авторскую концепцию.
Тезисно комментируется
также дополнительный
теоретический
и
практический материал
для преподавателей и учащихся,
представленный
в Приложениях
Учебника.
Тезисы
1.
Введение. Актуальные
проблемы преподавания русского языка
на стартовом этапе обучения рассматриваются
в связи с авторским учебником «Русский
язык как иностранный. Практический
интенсивный курс: учебник
и
практикум для
прикладного бакалавриата».
2. Представление основного материала Учебника. Особенности курса для изучения русского языка со стартового уровня суммированы автором следующим образом: 1) корректная минимизация материала по фонетике, лексике, грамматике и стилистике; 2) устное опережение вводимого материала: прослушивание и неоднократное повторение (в нормальном или специально убыстренном темпе); 3) чёткая логическая (по семантике либо по тематике) и/или грамматическая (части речи, и т. д.) организация материала; 4) экскурс в систему русского словообразования и отработка основных суффиксов и префиксов уже в самом начале курса; 5) изучение сложноподчиненных предложений уже в самом начале курса; 6) изучение вида глагола практически в самом начале курса; 7) введение лексики и грамматики небольшими порциями в спонтанной речи, что позволяет студентам «брать» систему языка в потоке коммуникации — с последующей систематизацией материала; 8) тщательный отбор текстов для аудирования; 9) обучение погружению в логику мышления на русском языке и порождение типичных речевых образцов для коммуникации; 10) отработка типичных для русского языка стереотипов построения фразы; 11) ориентация на основные требования Российской системы тестирования к экзамену по русскому языку: комментарий сложностей прохождения теста от уровня А1 — к уровню В1; 12) представление обязательного минимума материала, а также показ возможной индивидуальной перспективы в овладении языком.
3. Анализ Приложений Учебника. В процессе обучения помогает компактная подача материала в виде таблиц и схем. Подобные блоки информации потенциально являются и базой для умения видеть перспективу в обучении: анализируя и обобщая имеющиеся в учебнике примеры, учащиеся не только учатся видеть закономерности в системе русского языка, но и — в ряде случаев — начинают самостоятельно выводить правила, которые в дальнейшем используются ими при порождении монологического высказывания. Может быть также полезен также — в плане тренинга и усовершенствования студентами своего языка — дополнительный текстовой материал Приложений.
4. Заключение. Подобная система работы, представленная в новом учебнике, помогает воспринять многие процессы в логике мышления и в логике порождения высказывания на русском языке, а также дает учащимся необходимый минимум материала для практического усвоения и тренинга.
2. Представление основного материала Учебника. Особенности курса для изучения русского языка со стартового уровня суммированы автором следующим образом: 1) корректная минимизация материала по фонетике, лексике, грамматике и стилистике; 2) устное опережение вводимого материала: прослушивание и неоднократное повторение (в нормальном или специально убыстренном темпе); 3) чёткая логическая (по семантике либо по тематике) и/или грамматическая (части речи, и т. д.) организация материала; 4) экскурс в систему русского словообразования и отработка основных суффиксов и префиксов уже в самом начале курса; 5) изучение сложноподчиненных предложений уже в самом начале курса; 6) изучение вида глагола практически в самом начале курса; 7) введение лексики и грамматики небольшими порциями в спонтанной речи, что позволяет студентам «брать» систему языка в потоке коммуникации — с последующей систематизацией материала; 8) тщательный отбор текстов для аудирования; 9) обучение погружению в логику мышления на русском языке и порождение типичных речевых образцов для коммуникации; 10) отработка типичных для русского языка стереотипов построения фразы; 11) ориентация на основные требования Российской системы тестирования к экзамену по русскому языку: комментарий сложностей прохождения теста от уровня А1 — к уровню В1; 12) представление обязательного минимума материала, а также показ возможной индивидуальной перспективы в овладении языком.
3. Анализ Приложений Учебника. В процессе обучения помогает компактная подача материала в виде таблиц и схем. Подобные блоки информации потенциально являются и базой для умения видеть перспективу в обучении: анализируя и обобщая имеющиеся в учебнике примеры, учащиеся не только учатся видеть закономерности в системе русского языка, но и — в ряде случаев — начинают самостоятельно выводить правила, которые в дальнейшем используются ими при порождении монологического высказывания. Может быть также полезен также — в плане тренинга и усовершенствования студентами своего языка — дополнительный текстовой материал Приложений.
4. Заключение. Подобная система работы, представленная в новом учебнике, помогает воспринять многие процессы в логике мышления и в логике порождения высказывания на русском языке, а также дает учащимся необходимый минимум материала для практического усвоения и тренинга.