Онтогенез дейктических местоимений: принцип системности
Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
184
2016-03-18
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются системные черты процесса освоения дейктических местоимений ребенком. Формирование местоименного фрагмента индивидуальной языковой системы ребенка носит системный характер и происходит в соответствии с универсальным законом развития: процессы дифференциации сочетаются с процессами интеграции; ряд процессов имеет
скачкообразный характер; элементы связаны между собой и зависят друг от друга.
Тезисы
Одним из наиболее
значимых принципов освоения языка является принцип системности. Системность
детского языка проявляется в сверхгенерализациях, в использовании ребенком
единиц и правил, предусмотренных в типологическом репертуаре языков мира, в
движении от общих правил к более частным [Касевич 1998]. Онтогенез языковой
системы также рассматривается с позиций универсальной теории развития
[Чуприкова 2009]: одновременно происходят процессы дифференциации (система
дробится на все более специализированные по функции элементы) и интеграции (на
каждом этапе система представляет собой целостное организованное иерархически образование); некоторые процессы имеют скачкообразный характер
(в онтогенезе — лексический и морфологический взрывы) [Цейтлин 2011].
Формирование местоименного фрагмента системы языка ребенка также носит системный характер и происходит в соответствии с универсальным законом развития. Процессы дифференциации проявляются при освоении специализированных значений местоимений (освоение указательных местоимений этот и тот начинается с непротивопоставленных по близости/дальности употреблений, локативные значения осваиваются позже; значения местоимений мы и вы развиваются от общего к частному — от значения лица в целом к обозначению группы участников ситуации разных лиц). Анафорическая функция развивается на базе указательной; указательные местоимения в анафорической функции возникают тогда, когда ребенок начинает привязывать разные местоимения к антецедентам с разной семантикой.
Процессы интеграции проявляются в том, что система местоимений на каждом этапе развития является целостной и способна выполнять все требуемые функции. Так, анафорическая функция возникает только тогда, когда ребенок начинает испытывать необходимость в связывании нарративов.
О скачкообразном характере развития свидетельствует местоименный взрыв — этап, на котором количество словоупотреблений местоимений в речи ребенка резко возрастает.
Связь и взаимозависимость единиц наблюдается в синхронном освоении пар местоимений типа я и мой, а также местоимений такой и так; в параллельном характере освоения средств персонального, локативного и темпорального дейксиса; в отработке анафорического механизма на базе местоимения он и переносе его затем на другие анафорические местоимения.
Литература
Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила // Язык и речевая деятельность. 1998. Т. 1. С. 31–40.
Цейтлин С. Н. Системность языка в аспекте речевого онтогенеза // Лингвистика от Востока до Запада. В честь 70-летия В. Б. Касевича. СПб., 2011. С. 45–50.
Чуприкова Н. И. Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной теории развития // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма. М., 2009. С. 7–16.
Формирование местоименного фрагмента системы языка ребенка также носит системный характер и происходит в соответствии с универсальным законом развития. Процессы дифференциации проявляются при освоении специализированных значений местоимений (освоение указательных местоимений этот и тот начинается с непротивопоставленных по близости/дальности употреблений, локативные значения осваиваются позже; значения местоимений мы и вы развиваются от общего к частному — от значения лица в целом к обозначению группы участников ситуации разных лиц). Анафорическая функция развивается на базе указательной; указательные местоимения в анафорической функции возникают тогда, когда ребенок начинает привязывать разные местоимения к антецедентам с разной семантикой.
Процессы интеграции проявляются в том, что система местоимений на каждом этапе развития является целостной и способна выполнять все требуемые функции. Так, анафорическая функция возникает только тогда, когда ребенок начинает испытывать необходимость в связывании нарративов.
О скачкообразном характере развития свидетельствует местоименный взрыв — этап, на котором количество словоупотреблений местоимений в речи ребенка резко возрастает.
Связь и взаимозависимость единиц наблюдается в синхронном освоении пар местоимений типа я и мой, а также местоимений такой и так; в параллельном характере освоения средств персонального, локативного и темпорального дейксиса; в отработке анафорического механизма на базе местоимения он и переносе его затем на другие анафорические местоимения.
Литература
Касевич В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила // Язык и речевая деятельность. 1998. Т. 1. С. 31–40.
Цейтлин С. Н. Системность языка в аспекте речевого онтогенеза // Лингвистика от Востока до Запада. В честь 70-летия В. Б. Касевича. СПб., 2011. С. 45–50.
Чуприкова Н. И. Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной теории развития // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма. М., 2009. С. 7–16.