Литературные связи «орфических текстов» Г. В. Иванова
Екатерина Владимировна Болнова
Докладчик
аспирант
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
213
2016-03-18
13:10 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается семантика мифа об Орфее и
Эвридике в творчестве Г. В. Иванова. Определяется художественная функция отступлений от канонического сюжета, введенных в структуру текстов. Рассматривается травестийный контекст стихотворения «Кудрявы липы, небо сине...», основанный на пародировании клишированных элементов жанра эпитафии. Анализируется текст «Мы
из каменных глыб создаем города…» как полемический ответ на «Балладу» В. Ф. Ходасевича. Тема Орфея в творчестве Иванова связывается с десакрализацией символистского «мифа об Орфее».
Тезисы
Доклад посвящен
комплексному исследованию интерпретации образа Орфея в творчестве Г. В. Иванова. В
качестве исследовательской задачи автором была определена попытка максимально
широко представить точки пересечения мотивно-образных комплексов «орфических текстов» поэта не только с греческой мифологией,
но и с сентименталистской русской и английской традицией XVIII в., а также с романтической традицией XIX в. Так, стихотворение «Кудрявы
липы, небо сине…» воспроизводит клишированные элементы сразу нескольких стилистических систем. Однако в пародии Иванова различение обозначенных литературных
направлений является непринципиальным, они сливаются в единый фон, связанный с
«чувствительностью», поверхностным психологизмом, штампами, характерными для
жанра эпитафии еще с античной эпохи. Конечно, в контексте начала XX в. подобная художественная система изначально не могла восприниматься серьезно,
пародийный характер произведения задается уже первыми строками и достигает
своей кульминации в финале.
Текст «Кудрявы липы, небо сине…» значим как травестийное разрушение символистского «мифа об Орфее», созданного Вяч. И. Ивановым, А. Белым и В. Я. Брюсовым в 1903–1905 гг. Выдвинутый тезис о десакрализации образа античного героя в творчестве Г. Иванова подтверждается на материале текста «Мы из каменных глыб создаем города...», являющегося полемическим ответом на «Балладу» В. Ф. Ходасевича, в которой искусство провозглашается силой, способной преобразить не только мир, но и самого творца. В докладе анализируются точки отталкивания обозначенных стихотворений. Г. Иванов не просто полемизирует с Ходасевичем, отрицая визионерство поэта, но, пытаясь определить роль и место современного деятеля искусства в стремительно меняющемся мире, помещает его в максимально сниженный контекст. Кроме того, сопоставление текстов Г. Иванова и Ходасевича позволяет рассмотреть их сквозь призму соотнесения аполлонического и дионисийского начал.
Выделение и анализ опорных для интерпретации мифа об Орфее и Эвридике метафор, символов и мотивов в контексте произведений Иванова дают возможность описать характерные особенности мифопоэтики и мифотворчества автора. Таким образом, в докладе дается обобщенная характеристика семантики мифа об Орфее и Эвридике в творчестве Г. Иванова, что является значимым моментом в контексте изучения неомифологического сознания как одного из центральных феноменов культурной ментальности XX в.
Текст «Кудрявы липы, небо сине…» значим как травестийное разрушение символистского «мифа об Орфее», созданного Вяч. И. Ивановым, А. Белым и В. Я. Брюсовым в 1903–1905 гг. Выдвинутый тезис о десакрализации образа античного героя в творчестве Г. Иванова подтверждается на материале текста «Мы из каменных глыб создаем города...», являющегося полемическим ответом на «Балладу» В. Ф. Ходасевича, в которой искусство провозглашается силой, способной преобразить не только мир, но и самого творца. В докладе анализируются точки отталкивания обозначенных стихотворений. Г. Иванов не просто полемизирует с Ходасевичем, отрицая визионерство поэта, но, пытаясь определить роль и место современного деятеля искусства в стремительно меняющемся мире, помещает его в максимально сниженный контекст. Кроме того, сопоставление текстов Г. Иванова и Ходасевича позволяет рассмотреть их сквозь призму соотнесения аполлонического и дионисийского начал.
Выделение и анализ опорных для интерпретации мифа об Орфее и Эвридике метафор, символов и мотивов в контексте произведений Иванова дают возможность описать характерные особенности мифопоэтики и мифотворчества автора. Таким образом, в докладе дается обобщенная характеристика семантики мифа об Орфее и Эвридике в творчестве Г. Иванова, что является значимым моментом в контексте изучения неомифологического сознания как одного из центральных феноменов культурной ментальности XX в.