Концептуальные формы русской ментальности и выражение оценки
Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет
Владимирский государственный университет
195
2016-03-15
13:40 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен концептуальным
формам русской ментальности (ментализации,
идеации, идентификации), которые эксплицируются через способы выражения
оценки в агиографических текстах Владимиро-Суздальской Руси различных
исторических периодов.
Тезисы
В докладе на материале лексических единиц, выражающих оценку,
рассматривается историческая последовательностью смены концептуальных форм
русской ментальности (ментализации,
идеации, идентификации — В. В. Колесов).
Оценочные формулы-синтагмы включают в свой состав
словоформы с синкретсемичными корневыми элементами (крас-, добр-, благ-, зъл-,
худ-, черн-, страш- и др.), их устойчивость предопределена общностью вида
(структурно-семантических моделей, по которым они образованы).
Наш материал показывает, что ядерными являются
формулы-синтагмы, содержащие особый показатель оценочности — творительный
падеж ограничения/отношения, указывающий на основание оценки) при синкретсемичном имени прилагательном,
обозначающем общее (мелиоративное / пейоративное) качество объекта оценки (красна
лицем, взором красенъ, красна, добра образомъ, худи образом, образомъ черни,
зълъ лицемъ и др.). В отдельных контекстах в творительном
падеже отношения могут стоять синкретсемичные имена существительные (красота,
доброта, величество и др.) при действительных причастиях с корневыми
элементами сиj-,
блист-, указывающими на «внешнее»
(«воспринимаемое зрением») основание оценки (красотою сияюща, блистающася
добротою, величьствомъ сияющь), а также при образованных от глаголов речи
причастий страдательного залога, эксплицирующих мелиоративную эстетическую
оценку через отрицание возможности объективной оценки («утверждение через
отрицание» — неизреченны добротою, несказанна красотою).
К ядерным средствам выражения оценки
относятся также согласованные в падеже атрибутивные сочетания «качественное
имя прилагательное + имя существительное», в которых на знак оценки
указывает именное / местоименное прилагательное, а на объект оценки
(одушевленный / неодушевленный) — имя существительное, причем если данные
формулы-синтагмы восходят к фольклорному источнику (красна девица,
добрый молодец, белые руки, лицо белое, ясные очи, раздолие высокое, черный
ворон), они традиционно рассматриваются как сочетания с «постоянным
эпитетом» (А. Н. Веселовский, А. П. Евгеньева, В. М. Жирмунский, П. Д. Первов, А. А.
Потебня, В. Я. Пропп), а если они имеют книжное происхождение (отрокы
красныя, град чюден, златыя / худыя ризы, нарядное платье) — как «устойчивый книжный атрибут» (Н. Г.
Михайловская).