Роль метафоры и эпитета в рекламном тексте
Тяньи Гун
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2016-03-16
17:10 -
17:25
Ключевые слова, аннотация
Стилистические средства русского языка,
косвенно выражающие побудительное
значение в рекламе, многочисленны и разнообразны, среди
них занимают
немаловажное место метафоры и эпитеты. Эти
средства часто сопровождаются оценочными коннотациями. Это важный момент, т. к.
реклама — это текст, в котором должна присутствовать позитивная оценка
рекламируемых товаров и услуг.
Тезисы
Стилистические средства русского
языка, косвенно выражающие побудительное
значение в рекламе, многочисленны и разнообразны, среди них особенно выделяются
метафоры и эпитеты (они составляют 4,3% всех лексических единиц корпуса
проанализированных примеров).
Метафора — слово или оборот речи, которые используются
для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства в
переносном значении [Словарь литературных терминов 1925]. Метафора
часто сопровождается оценочными коннотациями [Лингвистический энциклопедический
словарь 1990]. Это важный момент, т. к. в рекламном тексте всегда представлена
позитивная оценка рекламируемых товаров и услуг.
Эпитет является
образным определением, в котором заключается устойчивый отличительный
признак изображаемого [Словарь литературных терминов 1925]. Одна из функций определения
«описательно-распространительная: посредством определения предмет может
получать дополнительную, часто оценочную, характеристику. Эта функция лежит в
основе эпитета — образной характеристики»
[Лингвистический энциклопедический
словарь, 1990: 349].
Рекламодатели
употребляют метафоры и эпитеты в своей рекламе, потому что эпитеты придают рекламе образность и
выразительность, а метафоры выражают не прямое, а переносное значение, вызывая
у потенциальных потребителей ассоциативные связи между рекламируемыми товарами
и услугами и привлекательным образом жизни или даже счастьем. Благодаря широкому использованию эпитетов и метафор
стратегия побуждения в рекламных текстах
вербализуется стилистически выразительным, ярким, разнообразным образом и весь
текст становится более мотивирующим к приобретению рекламируемого продукта.
С помощью
примеров из популярных периодических изданий далее рассматриваются конкретные
результаты, к которым приводит уместное использование метафоры и эпитета в
рекламных текстах.
Материал показывает, что особенно высокой эффективностью
использования характеризуется эпитет, в котором актуализируется прямое и
переносное («Золотой стандарт защиты печени») значение имени прилагательного,
особенно если образующееся словосочетание эпитет + имя существительное отсылает
к национально-ориентированным прецедентным феноменам («гарантируем светлое
будущее» в рекламе светодиодных лампочек).
Метафора чаще всего позволяет передать потенциальному
клиенту информацию о продукте с помощью минимального количества языковых единиц
и при этом достичь эмоционального восприятия, что позволяет рекламодателю
надеяться на запоминание нужной информации о продукте («Тауфон —
восстановитель. Облегчите «пожар» в
глазах!», реклама глазных капель).
Обращение к рекламным
текстам в рамках преподавания русского языка как иностранного позволяет
познакомить учащихся с основными способами усиления выразительности.