Образ китайца как часть мифологической картины мира в XIX в.
            Лия  Цао
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2016-03-17
17:45 -
        17:55
    Ключевые слова, аннотация
    Внимание автора данной работы сосредоточено на этнонимических словосочетаниях, в которых отражается образ китайца  в русском художественном и публицистическом тексте XIX в. Этот мифологический, часто далекий от
реальности образ, как правило, используется автором в качестве аргумента для
доказательства своей точки зрения или отражает собственную картину мира
говорящего.
Тезисы
    Если в XVIII в. Китай
проникал  в Россию в основном в знаковой
системе стиля шинуазри (китайщина), то начало XIX в. можно назвать временем настоящего открытия
Китая для России. Однако в художественных текстах и
публицистике образ китайца был  далек от
реального, к нему обращались с самыми разными целями.  
     Прагматическим целям говорящего
служит образ Китая в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Толстого.  Так, Чацкий, герой комедии  «Горе от ума»,  позитивно оценивает «незнанье иноземцев»
китайцами, противопоставляя их московским дворянам. Позднышев, герой повести
«Крейцерова соната», также в качестве неоспоримого аргумента приводит  позитивный пример китайцев: «В Китае музыка государственное дело. И
это так и должно быть». 
    Сказочно-мифологический образ
китайца складывается в речи, которая ведется от лица простого, необразованного
человека. «Китайцы, знаете, тоже басурманы,
живут за Сибирью, к Индейскому морю ― народ
узкоглазый, делают чай, вот что бары наши пьют по утрам; а впрочем, не
воинский народ, и домы-то у них бумажные,
а пушки стеклянные, ружья глиняные. [Н. А. Полевой.].  Данный пример отражает
сказочно-мифологическую картину мира говорящего: фантастика с элементами
абсурда (пушки стеклянные, ружья глиняные) легко соединяется с реалиями
быта делают чай. Оксюморонное соединение нетолерантного с сегодняшней
точки зрения  определений узкоглазый,
басурманы и признаков более высокого социального статуса, чем у
рассказчика-солдата,  бары отражает
мифологичность существования китайцев.
     Противоречивый образ возникает в
художественном тексте и в публицистике, когда автор оценивает просвещенность
китайцев. Здесь встречаются прямо противоположные точки зрения: китайцы —
просвещенная нация, китайцы — враги просвещения, что позволяет объединить
публицистический и художественный дискурс. «Китайцы
суть народ весьма просвещенный в своем роде и превосходят
в этом некоторым образом все прочие народы. [А. О. Корнилович] В противоположность: «От прелестных стихов
Жуковского, где месяц светит и мертвец едет, мысль моя на Астольфовом
гиппогрифе залетела на луну, на которой, говорят, живут люди, которые пьют
воздух и строят стены от ветра, как
китайцы от просвещения. [А. А. Бестужев-Марлинский]. 
В. М.
Головнин характеризует
китайцев «как народ трудолюбивый,
неприхотливый и по бедности своей готовый везде жить, где только может снискать
пропитание, и пр. 
Эта мифологема оказалась самой устойчивой: мы можем встретить ее  и в современной публицистике. 
   
Можно сделать вывод, 
что в большинстве случаев 
мифологический образ китайца в русской языковой картине мира XIX в. отражает
собственную картину мира говорящего.