Образ китайца как часть мифологической картины мира в XIX в.
Лия Цао
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2016-03-17
17:45 -
17:55
Ключевые слова, аннотация
Внимание автора данной работы сосредоточено на этнонимических словосочетаниях, в которых отражается образ китайца в русском художественном и публицистическом тексте XIX в. Этот мифологический, часто далекий от
реальности образ, как правило, используется автором в качестве аргумента для
доказательства своей точки зрения или отражает собственную картину мира
говорящего.
Тезисы
Если в XVIII в. Китай
проникал в Россию в основном в знаковой
системе стиля шинуазри (китайщина), то начало XIX в. можно назвать временем настоящего открытия
Китая для России. Однако в художественных текстах и
публицистике образ китайца был далек от
реального, к нему обращались с самыми разными целями.
Прагматическим целям говорящего
служит образ Китая в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Толстого. Так, Чацкий, герой комедии «Горе от ума», позитивно оценивает «незнанье иноземцев»
китайцами, противопоставляя их московским дворянам. Позднышев, герой повести
«Крейцерова соната», также в качестве неоспоримого аргумента приводит позитивный пример китайцев: «В Китае музыка государственное дело. И
это так и должно быть».
Сказочно-мифологический образ
китайца складывается в речи, которая ведется от лица простого, необразованного
человека. «Китайцы, знаете, тоже басурманы,
живут за Сибирью, к Индейскому морю ― народ
узкоглазый, делают чай, вот что бары наши пьют по утрам; а впрочем, не
воинский народ, и домы-то у них бумажные,
а пушки стеклянные, ружья глиняные. [Н. А. Полевой.]. Данный пример отражает
сказочно-мифологическую картину мира говорящего: фантастика с элементами
абсурда (пушки стеклянные, ружья глиняные) легко соединяется с реалиями
быта делают чай. Оксюморонное соединение нетолерантного с сегодняшней
точки зрения определений узкоглазый,
басурманы и признаков более высокого социального статуса, чем у
рассказчика-солдата, бары отражает
мифологичность существования китайцев.
Противоречивый образ возникает в
художественном тексте и в публицистике, когда автор оценивает просвещенность
китайцев. Здесь встречаются прямо противоположные точки зрения: китайцы —
просвещенная нация, китайцы — враги просвещения, что позволяет объединить
публицистический и художественный дискурс. «Китайцы
суть народ весьма просвещенный в своем роде и превосходят
в этом некоторым образом все прочие народы. [А. О. Корнилович] В противоположность: «От прелестных стихов
Жуковского, где месяц светит и мертвец едет, мысль моя на Астольфовом
гиппогрифе залетела на луну, на которой, говорят, живут люди, которые пьют
воздух и строят стены от ветра, как
китайцы от просвещения. [А. А. Бестужев-Марлинский].
В. М.
Головнин характеризует
китайцев «как народ трудолюбивый,
неприхотливый и по бедности своей готовый везде жить, где только может снискать
пропитание, и пр.
Эта мифологема оказалась самой устойчивой: мы можем встретить ее и в современной публицистике.
Можно сделать вывод,
что в большинстве случаев
мифологический образ китайца в русской языковой картине мира XIX в. отражает
собственную картину мира говорящего.