Вампир и жертва: два «женских» сюжета в готических новеллах Э. Ф. Бенсона
Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-16
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
В противоположность «классической» готике, в которой видное (если не лидирующее) место занимали сюжеты о страдающей героине, готика второй половины XIX в. и первых десятилетий ХХ в. представляет преимущественно мужской мир; женские персонажи либо отсутствуют, либо весьма амбивалентны. Интересным материалом для изучения этого вопроса могут служить новеллы Э. Ф. Бенсона, в которых обретают новую жизнь канонические сюжеты о вампире («Миссис Эмворт») и о женихе-мертвеце («Лицо»).
Тезисы
Предметом исследования в докладе служат новеллы Э. Ф. Бенсона (1867–1940), в которых обретают новую жизнь канонические сюжеты о вампире («Миссис Эмворт») и о женихе-мертвеце («Лицо»).
Героиня новеллы «Миссис Эмворт» — жизнерадостная дама средних лет, любящая по-дружески пообщаться с соседями-мужчинами. При весьма драматических обстоятельствах выясняется, что она — вампир, и в свете этого многие ее черты, не вписывающиеся в представления о «настоящей женщине» (несколько мужеподобная внешность, круг интересов, властный и решительный характер) начинают задним числом осмысляться как тревожные признаки. Для читателя, привыкшего к вампирам в образе грозного мужчины («Дракула») или обольстительной красавицы («Кармилла»), именно гендерная амбивалентность героини служит «сигналом» и в известной мере направляет восприятие сюжета.
Совсем иная женщина фигурирует в «Лице»: это почти до гротеска образцовая молодая жена и мать. Фабула же новеллы парадоксальным образом представляет собой перелицованную историю жениха-призрака, столь популярную в «страшной» литературе. Обрисовка места действия подчеркнуто современна и безобидна (курорт), вместо невесты выступает замужняя дама, вместо призрака жениха — призрак злодея из прошлого, принявший облик любимого мужа, но вполне «канонически» уводящий женщину с собой и губящий ее. Трактовка эта носит явно пародийный, игровой характер, также во многом основанный на обыгрывании гендерных стереотипов и ролей.
Анализ двух совершенно разных новелл указывает на актуальность для творчества Бенсона женской тематики и игры с гендерными штампами.
Героиня новеллы «Миссис Эмворт» — жизнерадостная дама средних лет, любящая по-дружески пообщаться с соседями-мужчинами. При весьма драматических обстоятельствах выясняется, что она — вампир, и в свете этого многие ее черты, не вписывающиеся в представления о «настоящей женщине» (несколько мужеподобная внешность, круг интересов, властный и решительный характер) начинают задним числом осмысляться как тревожные признаки. Для читателя, привыкшего к вампирам в образе грозного мужчины («Дракула») или обольстительной красавицы («Кармилла»), именно гендерная амбивалентность героини служит «сигналом» и в известной мере направляет восприятие сюжета.
Совсем иная женщина фигурирует в «Лице»: это почти до гротеска образцовая молодая жена и мать. Фабула же новеллы парадоксальным образом представляет собой перелицованную историю жениха-призрака, столь популярную в «страшной» литературе. Обрисовка места действия подчеркнуто современна и безобидна (курорт), вместо невесты выступает замужняя дама, вместо призрака жениха — призрак злодея из прошлого, принявший облик любимого мужа, но вполне «канонически» уводящий женщину с собой и губящий ее. Трактовка эта носит явно пародийный, игровой характер, также во многом основанный на обыгрывании гендерных стереотипов и ролей.
Анализ двух совершенно разных новелл указывает на актуальность для творчества Бенсона женской тематики и игры с гендерными штампами.