45th International Philological Research Conference

Проблема национальной идентичности в фильмах «Мельница и крест» Л. Маевски и «Ида» П. Павликовского

Елена Сергеевна Кащенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-У
2016-03-15
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Болеслав Михалек отмечал, что одной из наиболее важных тем в эпоху расцвета польского кинематографа 1950–1960-х гг. стала «драма поляка»; мечта о величии своей страны. Современные режиссеры также обращаются к данной теме, но рассматривают ее в разных ракурсах. В фокусе внимания Леха Маевски («Мельница и крест»), например, оказался фрагмент биографии Питера Брейгеля-старшего; Павел Павликовский («Ида») сделал главной героиней будущую монахиню. Тем не менее, оба режиссера вновь, в абсолютно разных картинах, поднимают классический  вопрос национального  самосознания.

Тезисы

«Драма поляка», как это явление называл Б. Михалек, нашла отражение в эпоху расцвета польского кино (1950–1960-е гг.) Анджей Вайда и его современники в своих фильмах уделили достаточно внимания проблеме национального самосознания. По-прежнему ли волнует данный вопрос современных польских режиссеров?  Каким образом они представляют эту тему в кино, какие новые ракурсы находят для ее воплощения?
Л. Маевски в 2011 г. выбрал в качестве сюжета своей новой картины фрагмент биографии знаменитого художника Питера Брейгеля-старшего. «Мельница и крест» — история создания полотна «Несение креста». Однако Маевски показал зрителям на просто мастера в процессе работы. Насколько велика ответственность творческой личности перед современниками и  потомками? Может ли художник оставаться только созерцателем, философом, фиксирующим ужасы войны, но не пытающимся ее остановить?.. Возможно, в этом его главная миссия — оставить запечатленные кошмары в назидание будущим поколениям?
   
В центре фильма П. Павликовского «Ида» (2013) — история молодой девушки-сироты, готовящейся принять монашеский постриг. Неожиданно  ее ближайшие планы меняются под влиянием встречи с единственной родственницей. Павликовский снял черно-белую картину, выразительную в своей лаконичности. Две абсолютно разные героини ведут напряженный диалог. Режиссеру и ранее была свойственна аллегоричность, в «Иде» он остался верен себе. Обе женщины представляют разные сферы бытия, разные формы существования в рамках одной страны. Какой путь выберут они? Какой будет судьба этой страны?

Оба режиссера широко известны международному киносообществу, их фильмы удостоены ряда  высоких профессиональных наград. Можно сказать, что это поколение абсолютно интернационально в своей манере творческого самовыражения. Тем интереснее взглянуть на проблему национального самосознания с помощью именно их работ.