Пародируя историю и заглядывая в будущее: творчество Ишмаэла Рида
Юрий Викторович Стулов
Докладчик
доцент
Минский государственный лингвистический университет
Минский государственный лингвистический университет
14-П
2016-03-17
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Американский писатель Ишмаэл Рид сочетает в своем
творчестве актуальную тематику и яркий эксперимент, переосмысливая перспективы
развития современного общества. В своих романах, особенно в «Побеге в Канаду» и серии романов под
названием «The Terribles», он подвергает сомнению традиционный взгляд на американскую историю,
сочетая европейский рационализм повествования с традициями африканского устного
творчества и вовлекая читателя в увлекательную интеллектуальную игру. Ключевой
для него является проблема идентичности, определяемая классовыми, гендерными и
социальными характеристиками.
Тезисы
Известный американский писатель Ишмаэл Рид сочетает в
своем творчестве актуальную тематику и яркий эксперимент, переосмысливая
перспективы развития современного общества. В своих крупнейших романах, особенно в романе-пародии «Побег в Канаду» и серии
романов под названием «The Terribles», он подвергает сомнению
традиционный взгляд на американскую историю, сочетая европейский рационализм
повествования с традициями африканского устного творчества и вовлекая читателя
в увлекательную интеллектуальную игру. Ключевой для него является проблема
идентичности, определяемая классовыми, гендерными и социальными
характеристиками.
Писатель показывает вопиющее расслоение между различными социальными группами черного населения и его деморализующий эффект на сознание людей. Его герои — бунтари-одиночки. Пытаясь обрести истинную свободу, они принимают на себя непосильный груз ответственности, которая, по мнению Рида, всегда лежит на самом человеке. Общество потребления сформировало особое отношение к жизни; моральные ценности тоже стали товаром. Именно это тревожит писателя, который наблюдает разложение морали, уничтожение связей между людьми. Образ жизни, который распространяет Америка, вызывает у него неприятие и беспокойство за судьбы мира.
Роман «Flight to Canada» представляет основные положения художественной концепции Рида. Это мощная пародия одновременно на исторический роман и рабовладельческое повествование. Писатель произвольно соединяет прошлое и настоящее, обращаясь к взрывным моментам в истории взаимоотношений белых и черных в США. Под его пером карикатурно выглядят даже такие важные фигуры в истории освобождения рабов, как Авраам Линкольн и Г. Бичер-Стоу. Он настаивает на необходимости освободиться от всяческих мифов — белых и черных, самым опасным из которых является миф о желании «невинного», не испорченного цивилизацией черного служить белому человеку. Представление афро-американцев в виде наивных и глуповатых существ, которые не могут осознать степень своего унижения, бесчеловечно и антиисторично. Роман написан в виде виньеток, провокационных по своей сути в исследовании проблем расизма, рабства, власти денег, мифов и стереотипов белой и черной Америки, закрепленных в общественном сознании.
Роман вступает в прямую полемику с романом Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Книга Стоу мистифицирует жизнь и взаимоотношения белых и черных; Рид демистифицирует историю, показывая индивидуализм и отчуждение как прямые продукты развития американского общества. «Поиск счастья» (знаменитый pursuit of happiness) остается игрой, в которой нет конца, и превращается в «крысиные бега», которые приносят разочарование и боль.
Писатель показывает вопиющее расслоение между различными социальными группами черного населения и его деморализующий эффект на сознание людей. Его герои — бунтари-одиночки. Пытаясь обрести истинную свободу, они принимают на себя непосильный груз ответственности, которая, по мнению Рида, всегда лежит на самом человеке. Общество потребления сформировало особое отношение к жизни; моральные ценности тоже стали товаром. Именно это тревожит писателя, который наблюдает разложение морали, уничтожение связей между людьми. Образ жизни, который распространяет Америка, вызывает у него неприятие и беспокойство за судьбы мира.
Роман «Flight to Canada» представляет основные положения художественной концепции Рида. Это мощная пародия одновременно на исторический роман и рабовладельческое повествование. Писатель произвольно соединяет прошлое и настоящее, обращаясь к взрывным моментам в истории взаимоотношений белых и черных в США. Под его пером карикатурно выглядят даже такие важные фигуры в истории освобождения рабов, как Авраам Линкольн и Г. Бичер-Стоу. Он настаивает на необходимости освободиться от всяческих мифов — белых и черных, самым опасным из которых является миф о желании «невинного», не испорченного цивилизацией черного служить белому человеку. Представление афро-американцев в виде наивных и глуповатых существ, которые не могут осознать степень своего унижения, бесчеловечно и антиисторично. Роман написан в виде виньеток, провокационных по своей сути в исследовании проблем расизма, рабства, власти денег, мифов и стереотипов белой и черной Америки, закрепленных в общественном сознании.
Роман вступает в прямую полемику с романом Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Книга Стоу мистифицирует жизнь и взаимоотношения белых и черных; Рид демистифицирует историю, показывая индивидуализм и отчуждение как прямые продукты развития американского общества. «Поиск счастья» (знаменитый pursuit of happiness) остается игрой, в которой нет конца, и превращается в «крысиные бега», которые приносят разочарование и боль.