45th International Philological Research Conference

Лозунги как публицистическое средство современных российских СМИ. Их тематика и истоки

Светлана Григорьевна Шулежкова
Докладчик
профессор
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

164
2016-03-15
18:00 - 18:15

Ключевые слова, аннотация

Одним из действенных публицистических средств, используемых в современных СМИ, являются лозунги, тематика которых диктуется политической, экономической, социальной ситуацией и отражается в программах различных партий и движений. В предлагаемом докладе на материале, извлеченном из печатных и интернет-изданий, из теле- и радиопередач, собранном в полевых условиях и полученном в результате интернет-конкурса, определены истоки и тематические доминанты современного российского лозунгового арсенала.

Тезисы

Poccийская публицистика, наиболее активно проявляющаяся в средствах массовой коммуникации, несмотря на кардинальные изменения, происшедшие в политической, экономической и социальной жизни страны, складывалась под непосредственным влиянием публицистики советской эпохи. Это влияние могло выражаться и как полное неприятие прежних идеологических установок через ёрническое обыгрывание лозунгов и девизов социалистического содержания, и как приспособление советских публицистических средств или их моделей к новым реалиям России.
Лозунговый корпус СССР, в условиях господства коммунистической идеологии обеспечивавшийся однопартийной системой и жесткой государственной цензурой, отразил накал классовых столкновений первых десятилетий XX в., трагические события периода Гражданской войны, трудовой энтузиазм пятилеток, героизм Красной Армии и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны, самоотверженный труд граждан страны Советов, поднимавших из руин разрушенные фашистами города и села.
Современные политологи и лингвисты нередко называют язык советской эпохи, и прежде всего публицистику сталинского времени, тоталитарным. Характерными чертами тоталитарного дискурса принято считать «централизацию пропагандистской деятельности, претензии на абсолютную истину, идеологизацию всех сторон жизни, лозунговость и пристрастие к заклинаниям <...> ритуальность политической коммуникации, превалирование монолога «вождей» над диалогическими формами коммуникации, резкую дифференциацию СВОИХ и ЧУЖИХ, пропаганду простых и в то же время крайне эффективных путей решения проблем» [Чудинов 2012: 12–13]. Эти свойства, несомненно, принадлежали и языку советской публицистики. Однако было бы ошибочным ставить знак равенства между ним и тоталитарным языком публицистики фашистской Германии, как это пытаются делать некоторые исследователи. Несмотря на сходство применявшихся технологий, публицистика даже сталинской эпохи резко отличалась от публицистики геббельсовского типа, которая процветала во времена Гитлера. И главное отличие советской публицистики от публицистики фашистской кроется в их кардинально противоположном содержании: человеконенавистнической идеологии нацистов в СССР была противопоставлена коммунистическая идеология, поддержанная подавляющей частью населения.
Современные лозунги, прославляющие равенство, братство народов, коллективизм, стремление к миру, самоотверженный труд, любовь к Отчизне; жертвенность, унаследованы современной публицистикой из советского прошлого.
Литература
Воротников, Ю. Л. Русская литература и русский язык на рубеже веков // Вестник РАН. 2002. Т. 72. — С. 771–778.
Чудинов, А. П. Политическая лингвистика. М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. — 256 с.