Пологи, занавески, задергашки: к вопросу о границах интимного
Любовь Викторовна Голубева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2016-03-15
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Шторы и занавески в
утилитарном смысле представляют собой оконную тканевую занавесь, служащую в
первую очередь защитой от проникновения света. На Русском Севере такая деталь
интерьера как занавеска (задергашка) представляет собой позднее явление. Так,
первые шторки появились только в начале XX в., и только в послевоенное время
стали повсеместны. При этом в деревне они имеют не столь бытовое значение,
сколько символическое, они создают особую коммуникацию внутри деревенского
сообщества и отвечают за границы интимного. Речь в докладе пойдет об этих двух функциях.
Тезисы
Занавеска (или штора) — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных
занавесей из тканевых материалов. Штора в частном случае — оконная
занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх. История
возникновения штор глубоко уходит еще в Древний Египет.
Однако в деревенском
обиходе такая
деталь интерьера как оконная занавеска
(задергашка) представляет собой позднее
явление. Так, первые шторки на окнах домов появились только в начале XX в., и только в послевоенное время
стали повсеместны. Более известны и старше по происхождению являются внутренние
занавески, так называемые пологи. В словаре Вл. Даля находим: ПОЛОГ, -а,м. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать,
колыбель, а также (устар.) вообще занавеска.
Оба вида занавесок обладают не только
утилитарной, но и рядом символических
функций. Внутри деревенского сообщества
они создают определенную коммуникацию. Открытые/закрытые шторки — это не просто открытые и закрытые шторки. Эти коммуникативные значения зачастую остаются закрытыми и не очевидными
для приезжих из города собирателей.
Также занавески отвечают за границы
интимности. Ответственным за
сохранения интимной сферы в различных контекстах
остается не тот, кому есть что скрывать или
показать другому, а тот, кто смотрит. Нарушителем
всегда окажется увидевший.
Материалом для доклада
послужили записи фольклорного архива СПбГУ (более 200 контектстов), сделанных
на территории Архангельской и Вологодской областей в период 1980-х — 2015 гг.