Пологи, занавески, задергашки: к вопросу о границах интимного
            Любовь Викторовна Голубева
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
213
2016-03-15
10:30 -
        11:00
    Ключевые слова, аннотация
    Шторы и занавески в
утилитарном смысле представляют собой оконную тканевую занавесь, служащую в
первую очередь защитой от проникновения света. На Русском Севере такая деталь
интерьера как занавеска (задергашка) представляет собой позднее явление. Так,
первые шторки появились только в начале XX в., и только в послевоенное время
стали повсеместны. При этом в деревне они имеют не столь бытовое значение,
сколько символическое, они создают особую коммуникацию внутри деревенского
сообщества и отвечают за границы интимного. Речь в докладе пойдет об этих двух функциях.
Тезисы
    Занавеска (или штора) — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных
занавесей из тканевых материалов. Штора в частном случае — оконная
занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх. История
возникновения штор глубоко уходит еще в Древний Египет. 
Однако в деревенском
обиходе такая
деталь интерьера  как оконная занавеска
(задергашка)   представляет собой позднее
явление. Так, первые шторки на окнах домов появились только в начале XX в., и только в послевоенное время
стали повсеместны. Более известны и старше по происхождению являются внутренние
занавески, так называемые пологи. В словаре Вл. Даля находим: ПОЛОГ, -а,м. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать,
колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. 
Оба вида занавесок обладают не только
утилитарной, но и  рядом символических
функций. Внутри деревенского сообщества 
они создают определенную коммуникацию. Открытые/закрытые шторки  — это не просто открытые и закрытые шторки. Эти коммуникативные значения  зачастую остаются закрытыми и не очевидными
для приезжих из города собирателей. 
Также занавески отвечают за границы
интимности. Ответственным за
сохранения  интимной сферы в различных контекстах
остается не тот, кому есть что скрывать  или
показать другому, а  тот, кто смотрит. Нарушителем
всегда окажется увидевший.
Материалом для доклада
послужили записи фольклорного архива СПбГУ (более 200 контектстов), сделанных
на территории Архангельской и Вологодской областей в период 1980-х — 2015 гг.