К исследованию лингвистических аспектов аутизма: проблема восприятия связности текста
Татьяна Георгиевна Скребцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Николаевна Кизлык
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2016-03-17
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Как свидетельствуют зарубежные исследования, аутизм как
особый вид психического расстройства характеризуется определенными нарушениями
в области коммуникативного поведения. В докладе речь пойдет о разработке
психолингвистических экспериментов, направленных на выявление нарушений при восприятии
когеренции текста у больных аутизмом. Обсуждаются в частности эксперименты,
связанные с разрешением анафоры и с выбором нужного значения в ситуации
лексической или синтаксической неоднозначности.
Тезисы
История изучения аутизма как особого психического заболевания
насчитывает менее столетия, причем в России соответствующие исследования стали
проводиться лишь недавно. Как правило, они лежат в русле медицинской психологии,
психиатрии или коррекционной педагогики — работ, посвященных лингвистическим
нарушениям у больных аутизмом, чрезвычайно мало.
Настоящее исследование носит экспериментальный характер и
осуществляется на базе санкт-петербургского центра творчества, обучения и
социальной реабилитации аутистов «Антон тут рядом». В качестве испытуемых
выступают взрослые от 20 до 35 лет обоих полов, показавшие наилучшие результаты
по тестам Векслера.
В некоторых работах зарубежных ученых утверждается, что у
больных аутизмом наблюдаются нарушения в способности воспринимать связную
последовательность из 2–3 предложений как единое смысловое целое. Мы принимаем
этот тезис в качестве исходной гипотезы. Цель работы заключается в том, чтобы
разработать различные виды экспериментов, направленных на ее проверку.
В экспериментах задействуются различные виды смысловых
связей между предложениями (с когезивными маркерами и без них). Основной упор
сделан на проблему снятия неоднозначности (референциальной, лексической или
синтаксической). Подбираются такие контексты, в которых один вариант снятия
неоднозначности дает связную последовательность предложений, а другой (другие) — нет. Контексты предъявляются испытуемым в письменном виде. Перед испытуемыми
ставится задача выбрать из списка интерпретаций какую-то одну.
Как правило, используемые в заданиях контексты описывают так
называемые сценарии — часто встречающиеся, типичные, а потому прочно
закрепленные в сознании носителей языка последовательности действий, состояний,
событий в физическом или социальном мире. В отношении аутистов утверждается,
что они испытывают сложности с интерпретацией поведения людей в ситуациях
социального взаимодействия. В связи с этим мы также стремимся выяснить,
существуют ли различия в восприятии контекстов, описывающих сценарии событий в
природном мире, с одной стороны, и сценарии социального поведения, с другой.