Метатексты и гипертексты «Преступления и наказания» Достоевского в литературе и кино
Сергей Акимович Кибальник
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
129
2016-03-15
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут
рассмотрены вопросы о сходстве и различиях в истории литературных и
кинематографических интерпретаций «Преступления и наказания» и об их
обусловленности теми или иными факторами специфики обоих искусства и личности
их создателей.
Тезисы
Роман
Достоевского «Преступление и наказание» породил огромное количество самых
разносторонних «отражений» в западной и русской литературе последней трети XIX–XXI вв. Вначале
это были, естественно, метатексты: переводы, театральные инсценировки и т.п.
Однако очень скоро, в 1880-е гг., во всех крупнейших литературах Европы:
французской, немецкой, английской и итальянской — появились и гипертексты —
оригинальные романы о «преступлении и наказании», варьирующие сюжетно-образную
канву романа Достоевского. В 1890-е гг. подобные произведения начали
создаваться и в России. Со временем они уступили место гипертекстам более
сложной природы — ориентированным, как правило, уже на несколько романов
русского писателя одновременно. Что касается общего направления в трансформации
темы «преступления и наказания», то оно шло по линии: «преступление без
раскаяния» - «преступление без наказания» - «наказание без преступления» и
т. п.; при этом полемика с Достоевским, как правило, ведется в сфере не столько
автора, сколько героя.
По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. В современных адаптациях романа: «Нина» (Nina, 2004; «Match Point» (2005, США, Великобритания, реж. Вуди Аллен); «Избранник» (Россия, реж. Дмитрий Мамулия, 2012); «Студент» (2012, Казахстан, реж. Дарежан Омирбаев) — сюжет романа Достоевского значительно изменен. В 2007 г. на телеэкраны России вышел восьмисерийный телевизионный фильм «Преступление и наказание» в постановке режиссера Дм. Светозарова. Классической в России остается киноэкранизация «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова (1969) с участием Г. Тараторкина и И. Смоктуновского.
В докладе будут рассмотрены вопросы о сходстве и различиях в истории литературных и кинематографических интерпретаций «Преступления и наказания» и об их обусловленности теми или иными факторами специфики обоих искусства и личности их создателей.
По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. В современных адаптациях романа: «Нина» (Nina, 2004; «Match Point» (2005, США, Великобритания, реж. Вуди Аллен); «Избранник» (Россия, реж. Дмитрий Мамулия, 2012); «Студент» (2012, Казахстан, реж. Дарежан Омирбаев) — сюжет романа Достоевского значительно изменен. В 2007 г. на телеэкраны России вышел восьмисерийный телевизионный фильм «Преступление и наказание» в постановке режиссера Дм. Светозарова. Классической в России остается киноэкранизация «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова (1969) с участием Г. Тараторкина и И. Смоктуновского.
В докладе будут рассмотрены вопросы о сходстве и различиях в истории литературных и кинематографических интерпретаций «Преступления и наказания» и об их обусловленности теми или иными факторами специфики обоих искусства и личности их создателей.