45th International Philological Research Conference

Метатексты и гипертексты «Преступления и наказания» Достоевского в литературе и кино

Сергей Акимович Кибальник
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

129
2016-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут рассмотрены вопросы о сходстве и различиях в истории литературных и кинематографических интерпретаций «Преступления и наказания» и об их обусловленности теми или иными факторами специфики обоих искусства и личности их создателей.

Тезисы

Роман Достоевского «Преступление и наказание» породил огромное количество самых разносторонних «отражений» в западной и русской литературе последней трети XIX–XXI вв. Вначале это были, естественно, метатексты: переводы, театральные инсценировки и т.п. Однако очень скоро, в 1880-е гг., во всех крупнейших литературах Европы: французской, немецкой, английской и итальянской — появились и гипертексты — оригинальные романы о «преступлении и наказании», варьирующие сюжетно-образную канву романа Достоевского. В 1890-е гг. подобные произведения начали создаваться и в России. Со временем они уступили место гипертекстам более сложной природы — ориентированным, как правило, уже на несколько романов русского писателя одновременно. Что касается общего направления в трансформации темы «преступления и наказания», то оно шло по линии: «преступление без раскаяния» - «преступление без наказания» - «наказание без преступления» и т. п.; при этом полемика с Достоевским, как правило, ведется в сфере не столько автора, сколько героя.
По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы.  В современных адаптациях романа: «Нина» (Nina, 2004; «Match Point» (2005, США, Великобритания, реж. Вуди Аллен); «Избранник» (Россия, реж. Дмитрий Мамулия, 2012); «Студент» (2012, Казахстан, реж. Дарежан Омирбаев) — сюжет романа Достоевского значительно изменен. В 2007 г. на телеэкраны России вышел восьмисерийный телевизионный фильм «Преступление и наказание» в постановке режиссера Дм. Светозарова. Классической в России остается киноэкранизация «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова (1969) с участием Г. Тараторкина и И. Смоктуновского.
В докладе будут рассмотрены вопросы о сходстве и различиях в истории литературных и кинематографических интерпретаций «Преступления и наказания» и об их обусловленности теми или иными факторами специфики обоих искусства и личности их создателей.