45th International Philological Research Conference

Отражение эмоциональной картины мира в средневерхненемецком рыцарском романе

Лилия Федоровна Бирр-Цуркан
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

205
2016-03-17
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен отражению эмоций героев в средневерхненемецком рыцарском романе, и тем самым, отражению эмоциональной картины мира представителей немецкой культуры на определенном этапе ее развития. Эмоциональная картина мира понимается как часть национальной картины мира, выражающей отношение представителей национальной культуры к окружающей их действительности. Отражение эмоций в языке является специфичным для представителей определенной культуры. В докладе рассматриваются эксплицитные и имплицитные способы отражения эмоций.

Тезисы

Эмоциональная картина мира и вербальные способы ее отражения формируются на протяжении всей истории существования определенной национальной культуры. Для адекватного представления о современном состоянии эмоциональной картины мира носителей определенного языка недостаточно ее изучение в синхронии, необходимо также исследование средств выражения эмоционального состояния и в диахронии. Картина мира включает как содержательное, концептуальное знание о действительности, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Явления и события действительности вызывают определенные эмоции у представителей той или иной культуры, которые находят отражение в определенных реакциях, в том числе на вербальном уровне. Способность переживать те или иные эмоции имеет общечеловеческую природу, однако вербализация эмоций, отражение тех или иных оттенков эмоций может различаться у представителей разных культур. При этом следует различать эмоции биологического происхождения (такие как радость, страх, гнев) и эмоции более высокого, социального уровня (такие как любовь, сострадание, зависть, стыд). Эмоциональная картина мира отражает аксиологические, ценностные приоритеты в национальной картине мира. В средневерхненемецком рыцарском романе находят отражение как эмоции первого, биологического, уровня (Freude, Leid, Zorn, Angst), так и эмоции, являющиеся высшим продуктом эмоциональной деятельности человека (Minne, Trauer, Mitleid, Scham, Schande). При обращении к литературным памятникам с целью изучения средств выражения и отражения эмоций следует различать три группы вербальных средств:
  • Лексемы, называющие эмоции (существительные, прилагательные, глаголы: vreude, vrô, vreuen; leide, leit, leiden и т. д.).
  • Лексемы, выражающие эмоции (например, междометия: ouwê, wâfen).
  • Лексемы, отражающие внешние признаки проявления эмоций (rot/blaß werden, lachen, weinen и т. д.), образующие периферию средств выражения эмоций.
Анализ вербальных средств отражения эмоций на материале средневерхненемецкой литературы позволяет рассмотреть, какие ментальные структуры определяли эмотивное поведение героев средневековья, с тем чтобы в дальнейшем сравнить их с последующими этапами в истории немецкой культуры.