Отражение эмоциональной картины мира в средневерхненемецком рыцарском романе
Лилия Федоровна Бирр-Цуркан
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
205
2016-03-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен отражению эмоций героев в средневерхненемецком рыцарском романе, и тем самым,
отражению эмоциональной картины мира представителей немецкой культуры на определенном этапе ее развития. Эмоциональная
картина мира понимается как часть национальной картины мира, выражающей отношение представителей национальной культуры
к окружающей их действительности. Отражение эмоций в языке является специфичным для представителей определенной культуры.
В докладе рассматриваются эксплицитные и имплицитные способы отражения эмоций.
Тезисы
Эмоциональная картина мира и вербальные способы ее отражения формируются на протяжении всей истории
существования определенной национальной культуры. Для адекватного представления о современном состоянии эмоциональной
картины мира носителей определенного языка недостаточно ее изучение в синхронии, необходимо также исследование средств
выражения эмоционального состояния и в диахронии.
Картина мира включает как содержательное, концептуальное знание о действительности, так и совокупность
ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Явления и события
действительности вызывают определенные эмоции у представителей той или иной культуры, которые находят отражение в определенных
реакциях, в том числе на вербальном уровне. Способность переживать те или иные эмоции имеет общечеловеческую природу, однако
вербализация эмоций, отражение тех или иных оттенков эмоций может различаться у представителей разных культур. При этом
следует различать эмоции биологического происхождения (такие как радость, страх, гнев) и эмоции более высокого, социального
уровня (такие как любовь, сострадание, зависть, стыд). Эмоциональная картина мира отражает аксиологические, ценностные приоритеты
в национальной картине мира.
В средневерхненемецком рыцарском романе находят отражение как эмоции первого, биологического,
уровня (Freude, Leid, Zorn, Angst), так и эмоции, являющиеся высшим продуктом эмоциональной
деятельности человека (Minne, Trauer, Mitleid, Scham, Schande).
При обращении к литературным памятникам с целью изучения средств выражения и отражения эмоций
следует различать три группы вербальных средств:
- Лексемы, называющие эмоции (существительные, прилагательные, глаголы: vreude, vrô, vreuen; leide, leit, leiden и т. д.).
- Лексемы, выражающие эмоции (например, междометия: ouwê, wâfen).
- Лексемы, отражающие внешние признаки проявления эмоций (rot/blaß werden, lachen, weinen и т. д.), образующие периферию средств выражения эмоций.