Четырехмерное пространство фильма и драматургическая модель Ю. Лотмана
Виктория Андреевна Фомина
Докладчик
доцент
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
191
2016-03-18
16:50 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Идея четырехмерного хронотопа, где материя превращается в энергию, а время — в четвертое измерение, была высказана А. Эйнштейном в теории относительности, но нашла активный отклик в теории кино. М. Бахтин и Эпштейн пишут о четырехмерности фильма, Эйзенштейн и Делез рассматривают четвертое измерение в монтаже. Как это представить? Раушенбах предлагает рассмотреть лист бумаги, жители разных сторон которого узнают о существовании другой стороны как о чуде. Данная модель согласуется с драматургической идеей Ю. Лотмана, где сюжет рассматривается как переход границы между мирами.
Тезисы
«Мог ли Гагарин в космосе видеть Господа Бога?» — на
этот вопрос конструктор первых космических запусков академик Б. В. Раушенбах
отвечал: «В небе, где летают спутники и ракеты, Бога быть не может. С точки
зрения математики Он находится в четвертом измерении».
Четырехмерность исследовалось в древнерусской иконописи, а также в теории относительности, где при скоростях близких скорости света масса превращается в энергию, а время — в четвертое измерение. Благодаря популярности теории А. Эйнштейна термин вышел далеко за пределы физики. В ХХ в. о хронотопе говорят Ухтомский, Бахтин, Эпштейн, Делез… Но как представить 4-е измерение?
В модели четырехмерного пространства Раушенбаха независимо друг от друга в одной точке сосуществуют представители различных миров наподобие букашек, ползающих по разным сторонам бесконечно тонкого листа бумаги. На двух сторонах листа могут происходить разные события, которые не будут мешать друг другу, поскольку разделены, но не пространственно, а в неком непостижимом для букашек направлении, перпендикулярно поверхности листа. «Это позволяют по аналогии представить себе одновременное существование в некотором месте, хотя бы в комнате, обычного и мистического пространства… В первом живут и действуют люди, а во втором, например, ангелы».
Данная модель имеет экранную аналогию — эта двойная экспозиция, встречающаяся буквально в каждом видеомонтаже. В одной точке экрана «сталкиваются» персонажи, находящиеся на разных слоях изображения — в разных мирах. В фильме «Танго» З. Рыбчинского несколько десятков независимых друг от друга мизансцен предстают в виде циклического перемещения множества персонажей по одной комнате.
Особый интерес вызывает ситуация пересечения границы, выпадение в инобытие «по другую сторону листа». Ю. Лотман мыслит сюжет как пересечение границы между мирами (физическим и мистическим пространством), а киногероя — как медиатора, единственного существа, способного пересекать границу. Исследование драматургических свойств кинопространства происходит в контексте семиотики.
Более того, сочетание анимационных техник дает возможность изобразить не только физическое пространство, но и мистическое — четвертое измерение. С анимационным синтезом Лотман и Ю. Цивьян связывали развитие анимации и кино: «Дальнейший путь лежит не в стирании особенностей языка, а в осознании и развитии их. Одним из таких путей… может быть в одном художественном целом разных типов художественного языка и разной меры условности».
Интерес представляет осмысление пространств, сопоставленных в хронотопе сюжета: реальность и сон, настоящее и прошлое, мир на сцене и за кулисами, сказочные дом и лес. «Ангелы находятся от нас значительно ближе расстояния вытянутой руки», — писал Раушенбах.
Четырехмерность исследовалось в древнерусской иконописи, а также в теории относительности, где при скоростях близких скорости света масса превращается в энергию, а время — в четвертое измерение. Благодаря популярности теории А. Эйнштейна термин вышел далеко за пределы физики. В ХХ в. о хронотопе говорят Ухтомский, Бахтин, Эпштейн, Делез… Но как представить 4-е измерение?
В модели четырехмерного пространства Раушенбаха независимо друг от друга в одной точке сосуществуют представители различных миров наподобие букашек, ползающих по разным сторонам бесконечно тонкого листа бумаги. На двух сторонах листа могут происходить разные события, которые не будут мешать друг другу, поскольку разделены, но не пространственно, а в неком непостижимом для букашек направлении, перпендикулярно поверхности листа. «Это позволяют по аналогии представить себе одновременное существование в некотором месте, хотя бы в комнате, обычного и мистического пространства… В первом живут и действуют люди, а во втором, например, ангелы».
Данная модель имеет экранную аналогию — эта двойная экспозиция, встречающаяся буквально в каждом видеомонтаже. В одной точке экрана «сталкиваются» персонажи, находящиеся на разных слоях изображения — в разных мирах. В фильме «Танго» З. Рыбчинского несколько десятков независимых друг от друга мизансцен предстают в виде циклического перемещения множества персонажей по одной комнате.
Особый интерес вызывает ситуация пересечения границы, выпадение в инобытие «по другую сторону листа». Ю. Лотман мыслит сюжет как пересечение границы между мирами (физическим и мистическим пространством), а киногероя — как медиатора, единственного существа, способного пересекать границу. Исследование драматургических свойств кинопространства происходит в контексте семиотики.
Более того, сочетание анимационных техник дает возможность изобразить не только физическое пространство, но и мистическое — четвертое измерение. С анимационным синтезом Лотман и Ю. Цивьян связывали развитие анимации и кино: «Дальнейший путь лежит не в стирании особенностей языка, а в осознании и развитии их. Одним из таких путей… может быть в одном художественном целом разных типов художественного языка и разной меры условности».
Интерес представляет осмысление пространств, сопоставленных в хронотопе сюжета: реальность и сон, настоящее и прошлое, мир на сцене и за кулисами, сказочные дом и лес. «Ангелы находятся от нас значительно ближе расстояния вытянутой руки», — писал Раушенбах.