Дидактическая поэма маркизы де Алорна «Ботанические отдохновения»
Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-18
13:20 -
13:35
Ключевые слова, аннотация
Творчество Леоноры Лорены Алмейды Ланкастерской, маркизы де Алорна (1750–1839), занимает важное место в истории португальской литературы. Маркиза была воспитана на идеях эпохи Просвещения, основными идеями и эстетическими принципами которой пропитана ее поэзия. Так, в «Ботанических отдохновениях» воплотились типологические особенности описательной дидактической поэмы. Вместе тем творчество де Алорна обнаруживает проблески нового художественного видения мира — предвестники романтической поэзии.
Тезисы
Жизнь Леоноры Лорены Алмейды Ланкастерской, маркизы де Алорна, известной в истории португальской литературы под своим аркадским именем Алкиппа (1750–1839), была полна превратностей и приключений. В семилетнем возрасте она была заключена в монастырь, где провела долгих 19 лет. В монастыре маркиза получила прекрасное светское образование, занималась музыкой, читала Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Корнеля, Ж. Расина. Свобода пришла с изменением политической ситуации и замужеством. Положение мужа, графа Ойенгаузена, министра при австрийском дворе Иосифа II, позволило де Алорна жить за границей и открыло перед ней новые европейские горизонты. Знакомство с выдающимися умами того времени: мадам де Сталь и П. Метастазио, — повлияло на решение де Алорна организовать у себя в Лиссабоне литературный салон.
Писать стихи маркиза начала еще в монастыре, она владела всеми жанрами: ее перу принадлежат сонеты, оды, канцоны, элегии, поэмы, эпиграммы. Ее поэзию отличает философская направленность, нападки на фанатизм и деспотию, преклонение перед прогрессом и естественными науками. Этот интерес к естествознанию отразился в дидактической поэме из шести песен «Ботанические отдохновения». Замысел поэмы возник под влиянием описания райского сада у Д. Мильтона и «Времен года» Дж. Томсона (1730). Углубленное восприятие природы распространяется здесь не только на зримые образы, но — с помощью задействования (в том числе путем отсылки к масонским ритуалам) эмблематических и символических связей — отсылают к вечным понятиям: героизму, чести, благородству, славному историческому прошлому Португалии и ее героев.
Произведения маркизы де Алорна свидетельствуют о постепенной ломке классицистической поэтической системы и возникновении направления сентиментализма. Новое понимание поэзии, «сестры страдания»: «Лира звучит прекрасней, если омыта слезами», — раскрывается в наслаждении меланхолическим одиночеством, в мечтаниях и ночных размышлениях над кладбищенскими руинами. Воображение, мечтательность, перенесение душевного состояния на окружающий мир («Кто живет как я, всегда видит цветы, черные краски зла») составляют признаки романтической поэзии.
Писать стихи маркиза начала еще в монастыре, она владела всеми жанрами: ее перу принадлежат сонеты, оды, канцоны, элегии, поэмы, эпиграммы. Ее поэзию отличает философская направленность, нападки на фанатизм и деспотию, преклонение перед прогрессом и естественными науками. Этот интерес к естествознанию отразился в дидактической поэме из шести песен «Ботанические отдохновения». Замысел поэмы возник под влиянием описания райского сада у Д. Мильтона и «Времен года» Дж. Томсона (1730). Углубленное восприятие природы распространяется здесь не только на зримые образы, но — с помощью задействования (в том числе путем отсылки к масонским ритуалам) эмблематических и символических связей — отсылают к вечным понятиям: героизму, чести, благородству, славному историческому прошлому Португалии и ее героев.
Произведения маркизы де Алорна свидетельствуют о постепенной ломке классицистической поэтической системы и возникновении направления сентиментализма. Новое понимание поэзии, «сестры страдания»: «Лира звучит прекрасней, если омыта слезами», — раскрывается в наслаждении меланхолическим одиночеством, в мечтаниях и ночных размышлениях над кладбищенскими руинами. Воображение, мечтательность, перенесение душевного состояния на окружающий мир («Кто живет как я, всегда видит цветы, черные краски зла») составляют признаки романтической поэзии.