От «Матрицы» к онтологической «матрешке»: Зачем голливудскому кино бесконечное количество пространств?
Николай Владимирович Поселягин
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кинозал
2016-03-16
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен одной тенденции в голливудском кино 1990–2000-х
гг., когда пространство фильма проблематизируется, релятивизируется, его структура превращается в
«матрешку». В наиболее радикальных случаях пространств в «матрешке» бесконечное множество, и сомнению подвергается истинность всей реальности. Это пространство
может быть объективировано, а может оказаться замкнуто внутри сознания главного
героя, и тогда именно это сознание, а не внешний мир (про который даже нельзя с
уверенностью сказать, что он существует), представляет собой многоуровневую
конструкцию пространств и реальностей.
Тезисы
В докладе будет рассмотрена одна тенденция в голливудском
кино конца 1990–2000-х гг., когда единообразное, на первый взгляд,
пространство фильма проблематизировалось, подвергалось тотальному сомнению, его
структура начинала представлять собой «матрешку», где одни уровни пространства
оказывались как бы «вложенными» в другие. В более простом варианте структуры («Шоу
Трумана», 1998, «Темный город», 1998, трилогия «Матрица», 1999–2003, «Ванильное
небо», 2001, и др.) уровней всего два: истинный и неистинный, но навязанный
главному герою / героям извне. Эта разновидность лишь слабо выделяется на фоне
других фантастических фильмов или психологических триллеров, где объективный
мир до поры до времени скрыт за тотальным изображением субъективной (и
искаженной) точки зрения персонажа. В иных, более радикальных случаях («Тринадцатый
этаж», 1999, «Экзистенция», 1999, отчасти «Малхолланд Драйв», 2001, и т. д.) об истинности
/ неистинности пространства говорить невозможно:
любой уровень диегесиса, который в данный момент демонстрируется зрителю, в
следующем кадре может быть дискредитирован, а взаимопересекающихся пространств
в перспективе может оказаться бесконечное множество. Здесь сомнению
подвергается уже истинность самой реальности, и голливудский фильм с таким сюжетом
фактически превращается в видеотрактат об онтологическом релятивизме. В конце 1990-х гг. это многоуровневое
пространство объективировано — несмотря ни на что, у зрителя нет сомнений, что
пространственная «матрешка» существует независимо от воли персонажей. В 2000-е
оно интериоризируется и субъективируется — оказывается замкнуто внутри сознания
главного героя, и именно это сознание, а не внешний мир (про который даже
нельзя с уверенностью сказать, что он существует), представляет собой
многоуровневую конструкцию пространств и порожденных реальностей. Достаточно близко приближается к
этому «Малхолланд Драйв», а одними из наиболее ярких примеров интериоризации выступают «Пробуждение
жизни» (2001), «Господин Никто» (2009) и «Начало» (2010). В докладе будет
сделано предположение, зачем Голливуду, чутко реагирующему на изменение массовых зрительских идеологий, в эти годы потребовался подобный уход в онтологический
релятивизм и солипсизм.