Образ героини в лирическом цикле Э. Спенсера «Amoretti и Эпиталама»
Цзычжу Чжан
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-15
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается образ невесты в поэме «Эпиталама», завершающей лирический цикл «Amoretti и Эпиталама» Э. Спенсера.
Акцентируется совмещение в этом образе черт реального прототипа героини и традиций описания возлюбленной в любовной лирике позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Предлагается типология героинь такой поэзии, с помощью которой можно объяснить совмещение в поэме эпического и драматического начал.
Акцентируется совмещение в этом образе черт реального прототипа героини и традиций описания возлюбленной в любовной лирике позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Предлагается типология героинь такой поэзии, с помощью которой можно объяснить совмещение в поэме эпического и драматического начал.
Тезисы
Принято считать, что
образ возлюбленной в лирическом цикле Э. Спенсера «Amoretti и Эпиталама» сочетает в себе черты исторического прототипа (жены поэта)
и традиционного образа дамы в ренессансной (петраркистской) любовной лирике. В
докладе предлагается более детальный анализ образа героини Спенсера.
Во-первых, рассматриваются новаторские черты, приданные этому образу поэтом и отличающие его от более ранних героинь любовной лирики Ренессанса. Во-вторых, с опорой на концепцию А. Элман, которая в образе жениха в «Эпиталаме» выделяет черты Орфея, Адама и Христа, делается попытка установить, носит ли образ невесты черты Эвридики, Евы и Церкви Христовой. Анализ образа Элизабет в контексте образов героинь любовной лирики позднего Средневековья и эпохи Возрождения позволяет выделить три типа женских образов: 1) абстрактный образ женского идеала (например, дамы в лирике трубадуров); 2) образ, наделенный индивидуализирующими чертами: именем, элементами биографии, — но не обладающий активной ролью в развитии сюжета лирического цикла, которое определяется личными чувствами поэта-повествователя (Беатриче в «Новой жизни» Данте и Лаура в «Книге песен» Петрарки); 3) образ, обладающий чертами первых двух, но при этом непосредственно вовлеченный в действие (Элизабет в «Amoretti и Эпиталаме» Спенсера).
Принадлежность героини «Эпиталамы» к третьему типу позволяет выделить в поэме как заключительной части лирического цикла повествовательную и драматическую составляющие.
Во-первых, рассматриваются новаторские черты, приданные этому образу поэтом и отличающие его от более ранних героинь любовной лирики Ренессанса. Во-вторых, с опорой на концепцию А. Элман, которая в образе жениха в «Эпиталаме» выделяет черты Орфея, Адама и Христа, делается попытка установить, носит ли образ невесты черты Эвридики, Евы и Церкви Христовой. Анализ образа Элизабет в контексте образов героинь любовной лирики позднего Средневековья и эпохи Возрождения позволяет выделить три типа женских образов: 1) абстрактный образ женского идеала (например, дамы в лирике трубадуров); 2) образ, наделенный индивидуализирующими чертами: именем, элементами биографии, — но не обладающий активной ролью в развитии сюжета лирического цикла, которое определяется личными чувствами поэта-повествователя (Беатриче в «Новой жизни» Данте и Лаура в «Книге песен» Петрарки); 3) образ, обладающий чертами первых двух, но при этом непосредственно вовлеченный в действие (Элизабет в «Amoretti и Эпиталаме» Спенсера).
Принадлежность героини «Эпиталамы» к третьему типу позволяет выделить в поэме как заключительной части лирического цикла повествовательную и драматическую составляющие.