45th International Philological Research Conference

Венецианские трагедии Д. Г. Байрона в восприятии А. А. Елистратовой, Е. И. Клименко и Н. Я. Дьяконовой

Анастасия Игоревна Дудкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-15
16:50 - 17:05

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен взгляду русских исследовательниц творчества Д. Г. Байрона на трагедии, написанные поэтом в период его пребывания в Италии. Анализ итальянских пьес представляется чрезвычайно важным для уточнения общего представления о творчестве Байрона.

Тезисы

Дж. Г. Байрон всегда вызывал особый интерес у исследователей литературы. Попытку понять и проанализировать наследие этой противоречивой и сложной личности предпринимали и русские литературоведы. При выраженной тенденции рассмативать в критических работах преимущественно лиро-эпические и лирические произведения Байрона, его «венецианские» трагедии до настоящего времени не получили должного научного осмысления. На этом фоне обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отечественном литературоведении эта тема привлекала женщин-литературоведов, которые и сформировали общую концепцию этой группы произведений. Доклад посвящен осмыслению этого феномена, делается попытка представить рецепцию «венецианских» трагедий Байрона такими ведущими российскими литературоведами-западниками, как А. А. Елистратова, Е. И. Клименко и Н. Я. Дьяконова.
Особенности «женского взгляда» на эти пьесы определяются как общим вектором литературоведческих исследований советской эпохи, требовавшим повышенного внимания к социально-политической обстановке, в которой создавались произведения, так и личными предпочтениями ученых.
А. А. Елистратова делала акцент на философско-политической проблематике «венецианских» трагедий Байрона, подчеркивая ее актуальность несмотря на то, что действие в пьесах отнесено в прошлое.
Е. И. Клименко поставила вопрос о выходе Байрона как автора «венецианских» пьес далеко за пределы поэтики романтизма, подчеркивая влияние, оказанное на драматурга творчеством итальянского классициста В. Альфьери. В ее интерпретации пьесы «Марино Фальеро», «Сарданапал» и «Двое Фоскари» предстают как результаты синтеза классицистической формы и романтического содержания.
Н. Я. Дьяконова рассматривала их в контексте всего творчества Байрона итальянского периода. Российские исследовательницы отмечали,  что обращение поэта к драматургии было связано с пониманием им воспитательно-пропагандистских возможностей драмы, показали наличие в «венецианских» трагедиях не только политической, но и личной проблематики.
Намеченные этими исследователями подходы к анализу указанных трагедий Байрона остаются по-прежнему актуальными как в российском, так и зарубежном литературоведении. В докладе анализируются как принципы подхода российских байронисток к художественному материалу, но и делаются попытки осмыслить сам феномен «женской струи» как в  отечественном байроноведении вообще, так и в исследованиях «венецианских» трагедий великого поэта.