Женские образы в романе Дж. Хеллера «Видит бог»: постмодернистская интепретация библейского мифа
Ольга Борисовна Карасик
Докладчик
профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
190
2016-03-17
15:50 -
16:05
Ключевые слова, аннотация
Роман Дж. Хеллера «Видит бог» (1984) представляет собой постмодернистскую
интерпретацию библейского мифа. Протагонистом и повествователем является царь Давид,
вспоминающий свою жизнь. Особая роль в его судьбе принадлежит женщинам: Вирсавии,
Мелхоле и Ависаге, — через отношения с которыми и раскрывается образ царя. С помощью
постмодернистских приемов, иронии и анахронизмов автор дополняет библейский миф
и в то же время ломает стереотипы. Женские образы, с одной стороны, сохраняют свою
«библейскость», с другой, приобретают черты современных женщин.
Тезисы
Библейские сюжеты не раз становились предметом интерпретации
в художественном произведении. Роман Дж. Хеллера «Видит бог» (1984) представляет
собой постмодернистскую версию библейского мифа о царе Давиде. Протагонистом и повествователем
является сам Давид, который вспоминает свою жизнь, лежа на смертном одре. Хеллер
довольно последовательно раскрывает подробности библейского мифа, представляя читателю
детали известных по Библии событий в жизни Давида.
Постмодернистская ирония становится главным приемом писателя в этом романе: она применяется и при раскрытии характеров, и при интерпретации библейских сюжетов. Через все повествование проходит мысль о том, что именно женщины играли основную роль в судьбе Давида. Фактически, в романе три основных женских образа: Вирсавия, Ависага и Мелхола. Сюжетная линия любви Давида и Вирсавии вплетается в другие: историю войн, политику, взаимоотношения с подданными и родственниками, а также с Богом. Образы Ависаги и Мелхолы оказываются в оппозиции к образу Вирсавии. Ее образ ироничен, порой она даже предстает в несколько комическом свете в глазах читателя. В описании отношений Давида и Вирсавии Хеллер намеренно использует анахронизмы, и в тексте романа появляются предметы и явления, которых не было в библейские времена. Роль Вирсавии в истории человечества подчеркивается не только ее влиянием на поступки царя, Хеллер приписывает ей изобретение многих бытовых вещей, таким образом своеобразно дополняяя библейский миф.
Роман «Видит бог» ломает стереотипы, превращая статичных мифологических персонажей в живых людей, а миф представляя как историю. Женские образы, с одной стороны, сохраняют свою «библейскость», с другой, приобретают черты современных женщин, что особенно явно на примере Вирсавии.
Постмодернистская ирония становится главным приемом писателя в этом романе: она применяется и при раскрытии характеров, и при интерпретации библейских сюжетов. Через все повествование проходит мысль о том, что именно женщины играли основную роль в судьбе Давида. Фактически, в романе три основных женских образа: Вирсавия, Ависага и Мелхола. Сюжетная линия любви Давида и Вирсавии вплетается в другие: историю войн, политику, взаимоотношения с подданными и родственниками, а также с Богом. Образы Ависаги и Мелхолы оказываются в оппозиции к образу Вирсавии. Ее образ ироничен, порой она даже предстает в несколько комическом свете в глазах читателя. В описании отношений Давида и Вирсавии Хеллер намеренно использует анахронизмы, и в тексте романа появляются предметы и явления, которых не было в библейские времена. Роль Вирсавии в истории человечества подчеркивается не только ее влиянием на поступки царя, Хеллер приписывает ей изобретение многих бытовых вещей, таким образом своеобразно дополняяя библейский миф.
Роман «Видит бог» ломает стереотипы, превращая статичных мифологических персонажей в живых людей, а миф представляя как историю. Женские образы, с одной стороны, сохраняют свою «библейскость», с другой, приобретают черты современных женщин, что особенно явно на примере Вирсавии.