Мотив жертвоприношения в романе Нила Геймана «Американские боги»
Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения
14-П
2016-03-17
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается воспроизведение мотива жертвоприношения в фантастической
литературе на примере романа Нила Геймана «Американские боги». Указанный мотив исследуется
в сопоставлении с его сакральным значением в архаической культуре, отмечается
его искажение и переосмысление современными авторами.
Тезисы
Одним из
характерных признаков отражения мифа в фантастической литературе является соотнесение
жизненного пути одного, достаточно индивидуализированного, героя с судьбой
всего человечества и, шире, одухотворенного мироздания. От нравственного выбора
героя, оценки им собственного предназначения зависит гармония одухотворенной
вселенной и разрешение вечного конфликта хаоса и порядка. Фантастическая
литература переосмысляет значительное количество мифологических мотивов,
функции и значение которых во многом определяются архаическими архетипами. В частности,
извечный конфликт космоса и хаоса предполагает не только вмешательство героев,
чей моральный выбор непосредственно влияет на исход противостояния, но также и
фигуру спасителя, который пожертвует собой ради блага всего человечества.
Воспроизведение мотива сакрального жертвоприношения в фантастической литературе рассматривалось в ряде фундаментальных работ, например в диссертации М. Грин «The Sacrifice
of Sacrifice: The Motif of Sacrificial Death in Children's and Adolescent Fantasy»,
трудах В. Индика «Ancient Symbology in Fantasy Literature:
A Psychological Study», Д.Л. Миллера «Dreams of
the Burning Child: Sacrificial Sons and the Father's Witness», статье В. Лашкевич «Finding God(s)
in Fantasylands: Religious Ideas in Fantasy Literature» и других.
В романе Нила Геймана «Американские боги» (American Gods: a novel), впервые опубликованном в 2001 г., мотив жертвоприношения связан с тремя персонажами: Одином, Тенью и Хинцельманном. И, соответственно, представлен в трех различных аспектах: жертвоприношение как предательство ради корыстной цели получения конечного сакрального блага только для одного субъекта (Один); самопожертвование во имя долга и последующая инициация героя как «царя» обновленного времени (Тень); ритуальные жертвоприношения детей божеству-покровителю ради сохранения благостного пространства (Хинцельманн).
Тень фактически является ключевой фигурой во всех практиках жертвоприношений, описанных в романе. Жертвоприношение, задуманное Одином ради собственного будущего перевоплощения, основывается на принесении в жертву сына, в качестве кульминационного момента для грядущего апофеоза. Тень, совершив самопожертвование во имя долга, проходит путь умирающих и воскресающих богов, обретя возможность влиять на события как в профанном, так и сакральном пространствах. В результате чего он предотвращает спровоцированную Одином войну богов, останавливает ежегодные жертвы Хинцельманну и освобождает его от заключения в пространстве Лейксайда, равно как и сам город от его «присмотра», поскольку он считал правильным поступить именно так. Более того, он покидает пространство романа, не получив никакой явной награды за то, что считал правильным сделать.
В романе Нила Геймана «Американские боги» (American Gods: a novel), впервые опубликованном в 2001 г., мотив жертвоприношения связан с тремя персонажами: Одином, Тенью и Хинцельманном. И, соответственно, представлен в трех различных аспектах: жертвоприношение как предательство ради корыстной цели получения конечного сакрального блага только для одного субъекта (Один); самопожертвование во имя долга и последующая инициация героя как «царя» обновленного времени (Тень); ритуальные жертвоприношения детей божеству-покровителю ради сохранения благостного пространства (Хинцельманн).
Тень фактически является ключевой фигурой во всех практиках жертвоприношений, описанных в романе. Жертвоприношение, задуманное Одином ради собственного будущего перевоплощения, основывается на принесении в жертву сына, в качестве кульминационного момента для грядущего апофеоза. Тень, совершив самопожертвование во имя долга, проходит путь умирающих и воскресающих богов, обретя возможность влиять на события как в профанном, так и сакральном пространствах. В результате чего он предотвращает спровоцированную Одином войну богов, останавливает ежегодные жертвы Хинцельманну и освобождает его от заключения в пространстве Лейксайда, равно как и сам город от его «присмотра», поскольку он считал правильным поступить именно так. Более того, он покидает пространство романа, не получив никакой явной награды за то, что считал правильным сделать.