45th International Philological Research Conference

Мотив жертвоприношения в романе Нила Геймана «Американские боги»

Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения

14-П
2016-03-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается воспроизведение мотива жертвоприношения в фантастической литературе на примере романа Нила Геймана «Американские боги». Указанный мотив исследуется в сопоставлении с его сакральным значением в архаической культуре, отмечается его искажение и переосмысление современными авторами.

Тезисы

Одним из характерных признаков отражения мифа в фантастической литературе является соотнесение жизненного пути одного, достаточно индивидуализированного, героя с судьбой всего человечества и, шире, одухотворенного мироздания. От нравственного выбора героя, оценки им собственного предназначения зависит гармония одухотворенной вселенной и разрешение вечного конфликта хаоса и порядка. Фантастическая литература переосмысляет значительное количество мифологических мотивов, функции и значение которых во многом определяются архаическими архетипами. В частности, извечный конфликт космоса и хаоса предполагает не только вмешательство героев, чей моральный выбор непосредственно влияет на исход противостояния, но также и фигуру спасителя, который пожертвует собой ради блага всего человечества. Воспроизведение мотива сакрального жертвоприношения в фантастической литературе рассматривалось в ряде фундаментальных работ, например в диссертации М. Грин «The Sacrifice of Sacrifice: The Motif of Sacrificial Death in Children's and Adolescent Fantasy», трудах В. Индика «Ancient Symbology in Fantasy Literature: A Psychological Study», Д.Л. Миллера «Dreams of the Burning Child: Sacrificial Sons and the Father's Witness», статье В. Лашкевич «Finding God(s) in Fantasylands: Religious Ideas in Fantasy Literature» и других.
В романе Нила Геймана «Американские боги» (American Gods: a novel), впервые опубликованном в 2001 г., мотив жертвоприношения связан с тремя персонажами: Одином, Тенью и Хинцельманном. И, соответственно, представлен в трех различных аспектах: жертвоприношение как предательство ради корыстной цели получения конечного сакрального блага только для одного субъекта (Один); самопожертвование во имя долга и последующая инициация героя как «царя» обновленного времени (Тень); ритуальные жертвоприношения детей божеству-покровителю ради сохранения благостного пространства (Хинцельманн).
Тень фактически является ключевой фигурой во всех практиках жертвоприношений, описанных в романе. Жертвоприношение, задуманное Одином ради собственного будущего перевоплощения, основывается на принесении в жертву сына, в качестве кульминационного момента для грядущего апофеоза. Тень, совершив самопожертвование во имя долга, проходит путь умирающих и воскресающих богов, обретя возможность влиять на события как в профанном, так и сакральном пространствах. В результате чего он предотвращает спровоцированную Одином войну богов, останавливает ежегодные жертвы Хинцельманну и освобождает его от заключения в пространстве Лейксайда, равно как и сам город от его «присмотра», поскольку он считал правильным поступить именно так. Более того, он покидает пространство романа, не получив никакой явной награды за то, что считал правильным сделать.