Формирование реалистической традиции изображения войны в финской прозе ХХ в.
Ярослава Владимировна Новикова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
199
2016-03-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен истории развития одной из семи традиций изображения войны в финской литературе — реалистической, представляющей мейнстрим финской военной литературы. Докладчиком будут подробно рассмотрены ставший каноном жанр военного романа и самый значимый представитель жанра — произведение Вяйнё Линна «Неизвестный солдат» (1954). Обширные романы Линна «Неизвестный солдат» и «Здесь под Северной звездой» (1959–1962) стали новыми эпосами
финской нации. В докладе речь пойдет о том, что послужило литературным фоном для возникновения феномена Линна, спровоцировавшего поток военных романов.
Тезисы
Известный
финский литературовед Юхани Ниеми, обозревая отечественную литературу, выделяет семь традиций
изображения войны: мифологическо-лирическая (истории о преследователях); идеалистическо-эпическая
(военный героизм); документальная (личный опыт, дневниковый характер);
реалистическая; модернистская (пацифизм, метафоричность); постмодернистская
(пародия, критика общественных конвенций, рассеянная структура); неомифологическая
(«кажущийся реализм», «отсутствие пацифизма»). Реалистическая традиция представляет мейнстрим финской военной литературы: считается, что традиция началась с романа Пентти Хаанпяа (Pentti Haanpää) о Зимней войне 1939–1940 гг. «Лесная война» (Korpisota, 1940). Жанр был канонизирован и стал известен широкой публике благодаря произведению Вяйнё Линна (Väinö Linna) «Неизвестный солдат» (Tuntematon sotilas, 1954). Реалистический финский военный роман с самого начала акцентировал внимание на опыте представителей низших чинов финской армии и индивидуальном героизме.
Роман «Неизвестный солдат» стал поводом для переоценки событий Зимней войны и Советско-финской войны-продолжения 1941–1944 гг. в масштабах всей страны. Главным героем романа является коллектив — взвод, представляющий всю Финляндию — ее основные диалектические и культурные зоны. Рядовые и руководство противопоставлены друг другу по принципу политического и социального разделения. Композиция романа характеризуется сюжетностью. Взвод продвигается быстро, останавливается с началом позиционной войны, отступает хаотично. В тексте присутствует приключенческий хронотоп. Что послужило литературным фоном для возникновения феномена Линна? Начало положила программа Йохана Вильгельма Снельмана (J. V. Snellman, 1806–1881), которая преследовала политическую цель и постулировала центральное место литературы в культуре. На фоне национального пробуждения в XIX в. появляются писатели, ставшие классиками национальной литературы. В 40-е гг. ХХ в. писатели начинают анализировать военные события и вызванный ими социальный слом, происходит крах восторженного изображения действительности, свойственного 20–30-м гг. ХХ в. Можно выделить следующие коды 40-х гг. ХХ в.: культ смерти, уход от реальности, отрицание поражения, кризис национальной идентичности. С выходом романа Линна «Неизвестный солдат» словно открылись шлюзы для потока военной литературы. Все изображения войны в финской литературе располагаются теперь на оси до и после «Неизвестного солдата».
Роман «Неизвестный солдат» стал поводом для переоценки событий Зимней войны и Советско-финской войны-продолжения 1941–1944 гг. в масштабах всей страны. Главным героем романа является коллектив — взвод, представляющий всю Финляндию — ее основные диалектические и культурные зоны. Рядовые и руководство противопоставлены друг другу по принципу политического и социального разделения. Композиция романа характеризуется сюжетностью. Взвод продвигается быстро, останавливается с началом позиционной войны, отступает хаотично. В тексте присутствует приключенческий хронотоп. Что послужило литературным фоном для возникновения феномена Линна? Начало положила программа Йохана Вильгельма Снельмана (J. V. Snellman, 1806–1881), которая преследовала политическую цель и постулировала центральное место литературы в культуре. На фоне национального пробуждения в XIX в. появляются писатели, ставшие классиками национальной литературы. В 40-е гг. ХХ в. писатели начинают анализировать военные события и вызванный ими социальный слом, происходит крах восторженного изображения действительности, свойственного 20–30-м гг. ХХ в. Можно выделить следующие коды 40-х гг. ХХ в.: культ смерти, уход от реальности, отрицание поражения, кризис национальной идентичности. С выходом романа Линна «Неизвестный солдат» словно открылись шлюзы для потока военной литературы. Все изображения войны в финской литературе располагаются теперь на оси до и после «Неизвестного солдата».