Коммуникативная стратегия переноса негативного стереотипа с индивида на группу в американском общественно-политическом дискурсе
Екатерина Владимировна Трощенкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
14-л
2016-03-14
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются случаи переноса негативных стереотипов в отношении Д. Трампа на других республиканцев и их электорат с целью очернения политических оппонентов и создания благоприятного фона для активизации про-демократически настроенных избирателей. Нас интересует то, каковы основные речевые механизмы такого переноса и каким образом коммуникативные усилия разных участников дискуссии в результате их координации приводят к усилению эффекта воздействия.
Тезисы
На протяжении нескольких лет, когда президентом США был представитель демократической партии, республиканцы активно использовали возможность перенести критику действий Б. Обамы как главы государства на всю партию своих политических оппонентов. Как показывает анализ недавних дискуссий, связанных с ходом очередных праймериз, хорошая возможность использовать аналогичную коммуникативную стратегию появилась и у сторонников демократической партии. Они стали эксплуатировать негативные стереотипы в отношении Д. Трампа как потенциального кандидата от республиканской партии как часть атакующей стратегии в политической борьбе, призванной очернить всех представителей этой партии, а также представить в негативном свете ее электоральную базу.
Анализ 2644 комментариев к двум статьям в американских он-лайн изданиях New York Times и Washington Post конца декабря 2015 — начала января 2016 г. позволяет описать основные механизмы, при помощи которых в разворачивающемся дискурсе происходит иррадиация негативного стереотипа от индивида на всю группу, к которой его причисляют. Любопытно, что в каком-то смысле использование данной стратегии активируется про-демократически настроенными СМИ, которые подают ее как стратегию, выбранную Х. Клинтон, и предлагают для нее максимально прозрачную формулировку: «For months, Mrs. Clinton’s strategy was to hang Mr. Trump’s more outrageous pronouncements around the necks of other Republican contenders, seeking to portray the party’s entire field as extreme». Несмотря на то, что внешне это подается как беспристрастный анализ действий одного из кандидатов, фактически про-демократически настроенные читатели стимулируются к применению и развитию той же стратегии в своих высказываниях, что они и реализуют в различных вариантах. Таким образом, благодаря массовости применения и разнообразию языкового оформления одной и той же идеи достигается эффект большей убедительности и одновременно достигается эффект солидаризации своей группы.
В докладе рассматриваются многочисленные случаи употребления негативно окрашенных ярлыков в отношении Д. Трампа (racist, misogynistic, bigoted, uncivilized, stupid и т. д.) и утверждения о том, что он снижает уровень политической дискуссии до уровня детского сада, которые затем используются для обобщений сначала в отношении других участников праймериз от республиканской партии, а затем и всех избирателей, готовых за них голосовать. Согласованные действия разных участников дискуссии позволяют представить всех республиканцев как угрозу, а Клинтон как «единственную защиту» от нее, тем самым активизируя демократический электорат.