45th International Philological Research Conference

Самостоятельная работа над грамматикой при изучении иностранного языка

Ольга Вячеславовна Кольцова
Докладчик
доцент
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

416
2016-03-19
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В статье речь идет о самостоятельной работе студентов неязыковых специальностей при изучении иностранного языка. Акцент делается на продуктивный характер работы с грамматическим материалом. Приводятся примеры упражнений для самостоятельной работы, которые составлялись с учетом необходимости формирования у студентов коммуникативной компетенцию. Для отработки предлагаются определенные грамматические конструкции, которые используются в каких-либо ситуациях. Также приводится пример проектного задания по грамматике.

Тезисы

Обучение иностранному языку невозможно без организации самостоятельной работы студентов. Совершенствование ее форм особенно важно в сложившейся ситуации, когда количество аудиторных часов сокращается, а на самостоятельную работу увеличивается.
К сожалению, в настоящее время сетка часов, отводимых на изучение иностранного языка, не так велика и не позволяет охватить и проработать в полной мере весь курс грамматики. Однако практика обучения навыкам устной разговорной речи показывает, что без введения  элементов грамматики формируемые речевые навыки не могут быть прочными. Поэтому мы попытались разработать такую методику самостоятельного изучения грамматики, которая помогла бы студентам, во-первых, усвоить необходимый грамматический материал  и, во-вторых, применять его в целях коммуникации.
При создании подборки упражнений для самостоятельной работы мы руководствовались тем, что в современном поликультурном и многонациональном мире основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, т. е. использование иностранного языка как средства общения. Поэтому для отработки предлагаются определенные грамматические конструкции, которые используются в каких-либо ситуациях.
Конечно, бывает трудно подобрать много ситуаций для отработки различных грамматических конструкций, но в этом помогают сами студенты, придумывая различные варианты при выполнении заданий.
Подобные упражнения требуют от студентов самостоятельного наблюдения примеров, нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями, раскрытия существенных признаков, характеризующих правила, формулирования выводов. Они способствуют развитию познавательной активности, креативности, даже юмора студентов. Работа над грамматикой становится не скучной рутиной, а интересным творческим занятием.
(В статье приводятся примеры коммуникативных заданий для самостоятельной работы над грамматикой).