Женщины — лауреаты западных литературных премий в XXI в.
Мария Константиновна Попова
Докладчик
профессор
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
25
2016-03-14
15:15 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Представлен
анализ состава, национальной и этнико-культурной принадлежности, творческих
достижений, идейно-тематических предпочтений
женщин-лауреатов таких престижных западных литературных премий, как Нобелевская премия,
премия имени Георга Бюхнера
(Германия), Гонкуровская премия (Франция), Букеровская премия (Великобритания),
Пулитцеровская премия (США). Сопоставление результатов анализа с данными о
женщинах-лауреатах указанных премий в период 1950–2000 гг. позволяет констатировать изменение роли, которую писательницы играют в современной литературе.
Тезисы
Проведенный
анализ состава женщин-лауреатов западных литературных премий показывает, что в XXI в., по
сравнению со второй половиной XX в., их количество значительно увеличилось. Так, например, Нобелевскую
премию в 2000–2015 гг. получили пять женщин (в 1950–2000 гг. — 4). Заметной
тенденцией можно считать изменение состава авторов. Многие писательницы являются
иммигрантками в первом или втором поколении; они могут быть билингвами или как-то иначе проявлять свою мультикультурность. Сибилла Левичарофф (Гонкуровская
премия 2013 г.) — немка по матери, болгарка по отцу, иммигрировавшему еще в
1940-х гг. Родители Лиди Сальвер (Гонкуровская премия 2014) — испанцы.
Иммигрантское происхождение нередко определяет идейно-тематическое своеобразие творчества писательниц. Мари Ндиайе (Гонкуровская премия 2009) увлечена темой межкультурной коммуникации, особенно на личностном и внутрисемейном уровне. Ее роман «Три сильных женщины» состоит из трех частей и рассказывает о взаимоотношениях жителей Африки и Западной Европы. Первая часть представляет собой историю француженки, отправляющейся в Сенегал на поиски своего африканского отца; вторая — рассказ о жизни семейной пары: мужа-француза и женщины-африканки; третья — описание судьбы молодой сенегалки, вынужденной эмигрировать в Европу.
Не обходят вниманием писательницы и темы трагического звучания, нередко связанные с историческими катаклизмами XX в. Герта Мюллер (нобелевский лауреат 2009 г.) в романе «Качели дыхания» повествует о депортации немцев, проживавших в Румынии, в ГУЛАГ. Донна Трамп (Пулитцеровская премия 2014) посвящает роман «Щегол» теме взросления подростка Тео Декера, судьба которого определяется терактом в нью-йоркском музее, в результате которого он потерял мать.
Иммигрантское происхождение нередко определяет идейно-тематическое своеобразие творчества писательниц. Мари Ндиайе (Гонкуровская премия 2009) увлечена темой межкультурной коммуникации, особенно на личностном и внутрисемейном уровне. Ее роман «Три сильных женщины» состоит из трех частей и рассказывает о взаимоотношениях жителей Африки и Западной Европы. Первая часть представляет собой историю француженки, отправляющейся в Сенегал на поиски своего африканского отца; вторая — рассказ о жизни семейной пары: мужа-француза и женщины-африканки; третья — описание судьбы молодой сенегалки, вынужденной эмигрировать в Европу.
Не обходят вниманием писательницы и темы трагического звучания, нередко связанные с историческими катаклизмами XX в. Герта Мюллер (нобелевский лауреат 2009 г.) в романе «Качели дыхания» повествует о депортации немцев, проживавших в Румынии, в ГУЛАГ. Донна Трамп (Пулитцеровская премия 2014) посвящает роман «Щегол» теме взросления подростка Тео Декера, судьба которого определяется терактом в нью-йоркском музее, в результате которого он потерял мать.