Три ипостаси Э. Теккерей, леди Ричи: писательница, литературный критик и прототип героинь двух романов
Irina Igorevna Burova
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2016-03-15
17:50 -
18:05
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен литературной деятельности Э. Теккерей, леди Ричи. Рассматриваются основные художественные и публицистические произведения писательницы с целью выявления основного тематико-мотивного комплекса ее творчества. Переоценивается роль леди Ричи в литературной жизни Британии 1860–1910-х гг.
Тезисы
Э. Теккерей, леди Ричи вплоть до конца XX в. воспринималась как дочь У. М. Теккерея, посвятившая свою жизнь служению памяти отца и изданию его произведений. Между тем с первых шагов на литературной арене она выступала и как продолжательница отцовских традиций, и как самобытная, оригинальная писательница, в творчестве которой ставятся серьезные проблемы, связанные с потребностями викторианской женщины в самоопределении и самореализации в сфере профессиональной деятельности.
Оставаясь классической викторианской дамой в частной жизни, в своих произведениях Э. Теккерей смело выходит за пределы викторианских канонов, обращаясь к сложной нравственной проблематике и изображая внутреннюю жизнь персонажей в динамике. Уже дебютные произведения писательницы: очерк «Маленькие школяры» и повесть «История Элизабет», — намечают основные темы ее творчества и демонстрируют своеобразие стиля. Интерес к теме женской эмансипации делает Э. Теккерей одной из предшественниц феминистской литературы.
Писательница любила наделять своих героинь автобиографическими чертами. В то же время она уникальна тем, что стала прототипом как минимум двух героинь художественных произведений: Тео Ламберт («Виргинцы» У. М. Теккерея) и миссис Хилбери («День и ночь» В. Вулф).
Исследование творчества писательницы только начинается, но уже сейчас очевидно, что она принадлежит к числу незаслуженно забытых «старых мастеров», скромно скрывающихся в тени гениальных родственников.
Оставаясь классической викторианской дамой в частной жизни, в своих произведениях Э. Теккерей смело выходит за пределы викторианских канонов, обращаясь к сложной нравственной проблематике и изображая внутреннюю жизнь персонажей в динамике. Уже дебютные произведения писательницы: очерк «Маленькие школяры» и повесть «История Элизабет», — намечают основные темы ее творчества и демонстрируют своеобразие стиля. Интерес к теме женской эмансипации делает Э. Теккерей одной из предшественниц феминистской литературы.
Писательница любила наделять своих героинь автобиографическими чертами. В то же время она уникальна тем, что стала прототипом как минимум двух героинь художественных произведений: Тео Ламберт («Виргинцы» У. М. Теккерея) и миссис Хилбери («День и ночь» В. Вулф).
Исследование творчества писательницы только начинается, но уже сейчас очевидно, что она принадлежит к числу незаслуженно забытых «старых мастеров», скромно скрывающихся в тени гениальных родственников.