Толерантность с точки зрения национальной ментальности
Татьяна Владимировна Романова
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
195
2016-03-15
14:40 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен оценочной интерпретации понятия
толерантность через призму свое/чужое в русском национальном сознании. Проблема
рассматривается в лингвистическом аспекте: лексико-семантическом, лингвокультурологическом
(коммуникативном), когнитивном — с точки зрения синхронии и диахронии.
Тезисы
1. Доклад посвящен оценочной интерпретации понятия
толерантность через призму свое/чужое в русском национальном сознании. Проблема
рассматривается в лингвистическом аспекте: лексико-семантическом,
лингвокультурологическом (коммуникативном), когнитивном — с точки зрения
синхронии и диахронии.
2. Развитием и освещением идеи толерантности в русской философской картине мира мы обязаны Н. А. Бердяеву, Н. Я. Данилевскому, И. А. Ильину, А. С. Хомякову и другим философам. Распространено мнение, что русскими философами толерантность не признавалась как специфическая черта национального самосознания, а идея толерантности не пользовалась в России популярностью, хотя и отождествлялась с такими христианскими заповедями, как «Возлюби ближнего твоего» (Евангелие от Марка 12:31) [Новый завет и псалтырь 1992: 54], «Не противься злому» (Евангелие от Матфея 5:39) [там же: 5]. Для ранних русских религиозных философов, т. н. славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), толерантность не была, конечно, привычной категорией. Однако ими были затронуты некоторые вопросы, так или иначе связанные с проблемой толерантности. Особо значимыми в концепции толерантности являются труды В. С. Соловьева. Так, В. С. Соловьев в пятой главе («О добродетелях») своего знаменитого труда «Оправдание добра» пишет о терпеливости и терпимости.Терпимое, доброжелательное отношение к ближнему, даже если он является носителем других взглядов и/или доставляет нам те или иные неудобства, является одним из главных требований христианского вероучения.
3. Вопрос о соотношении понятий толерантность — терпимость — терпение является дискуссионным и для современных гуманитарных наук.
4. Для характеристики ментального восприятия чрезвычайно важным является оценочный аспект толерантности. Для констатации современного состояния проблемы нами был собран специальный мини-корпус текстов о толерантности. В него вошли тексты на русском языке, опубликованные в сети Интернет и затрагивающие проблему толерантности. Анализ контекстов и частотных сочетаний показал 1) аспекты восприятия толерантности участниками Интернет-коммуникации; 2) средства выражения оценочного отношения к толерантности; 3) концептуальные признаки толерантности, «подверженные» оценочной интерпретации.
5. Толерантность как социальный регулятив оценивается неоднозначно не только российским обществом. В современной мировой философии также допускается критика толерантности.
2. Развитием и освещением идеи толерантности в русской философской картине мира мы обязаны Н. А. Бердяеву, Н. Я. Данилевскому, И. А. Ильину, А. С. Хомякову и другим философам. Распространено мнение, что русскими философами толерантность не признавалась как специфическая черта национального самосознания, а идея толерантности не пользовалась в России популярностью, хотя и отождествлялась с такими христианскими заповедями, как «Возлюби ближнего твоего» (Евангелие от Марка 12:31) [Новый завет и псалтырь 1992: 54], «Не противься злому» (Евангелие от Матфея 5:39) [там же: 5]. Для ранних русских религиозных философов, т. н. славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), толерантность не была, конечно, привычной категорией. Однако ими были затронуты некоторые вопросы, так или иначе связанные с проблемой толерантности. Особо значимыми в концепции толерантности являются труды В. С. Соловьева. Так, В. С. Соловьев в пятой главе («О добродетелях») своего знаменитого труда «Оправдание добра» пишет о терпеливости и терпимости.Терпимое, доброжелательное отношение к ближнему, даже если он является носителем других взглядов и/или доставляет нам те или иные неудобства, является одним из главных требований христианского вероучения.
3. Вопрос о соотношении понятий толерантность — терпимость — терпение является дискуссионным и для современных гуманитарных наук.
4. Для характеристики ментального восприятия чрезвычайно важным является оценочный аспект толерантности. Для констатации современного состояния проблемы нами был собран специальный мини-корпус текстов о толерантности. В него вошли тексты на русском языке, опубликованные в сети Интернет и затрагивающие проблему толерантности. Анализ контекстов и частотных сочетаний показал 1) аспекты восприятия толерантности участниками Интернет-коммуникации; 2) средства выражения оценочного отношения к толерантности; 3) концептуальные признаки толерантности, «подверженные» оценочной интерпретации.
5. Толерантность как социальный регулятив оценивается неоднозначно не только российским обществом. В современной мировой философии также допускается критика толерантности.