К вопросу о цели изучения иностранного языка
Елена Сергеевна Чаленко
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
416
2016-03-15
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Потребность в общении, как прочный первоначальный мотив изучения иностранного языка, и осознанное отношение к иностранному языку, как к средству достижения общеобразовательных и профессиональных целей, — два полюса, между которыми находится современный учащийся, и его путь может быть наполнен не гипотетическими, а реальными, последовательно сменяющимися целями, соответствующими этапам развития его личности.
Тезисы
В
безграничных возможностях, открывшихся за последнее время перед изучающими
иностранные языки людьми, на второй план отошло понятие цели такого обучения и, как следствие,
возникла проблема мотивации. Тот факт,
что у современного человека,
подверженного гигантскому влиянию средств массовой коммуникации, не возникает
сомнений в необходимости знания одного или даже двух иностранных языков
для его профессиональной деятельности и
частной жизни, прочным мотивом, на наш
взгляд, назвать нельзя. Изучают иностранный язык в той или иной
степени все, но используют активно профессионально или в быту немногие, а
остальные после длительного периода осваивания непривычных правил чтения и чужеродной
грамматики, кажется, почти все забывают. Так что же дает иностранный язык для всех? На начальном этапе то, для чего любой язык и служит, а именно, общение. Живое общение с
преподавателем и с сокурсниками. То, чего молодым людям всегда остро не хватает. Далее вместе с процессом развития личности происходит смена целей. Содержание базового раздела рабочих программ
по иностранному языку для вузов включает в себя обсуждение важных сфер
человеческой деятельности и предполагает развитие общекультурных компетенций, которые необходимы любому образованному человеку и в любой профессии.
Иностранный язык, на наш взгляд, занимает
особое место среди прочих дисциплин, т. к. в форсированном виде повторяет процесс
познания и освоения родного языка, а следовательно, и развитие самого человека.
Кроме того, язык располагается в фокусе духовной культуры народа, а это большой информационный пласт. По словам
гуманиста Гете, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Если понимать
образование как постижение учащимися образа мира, то иностранный язык вносит в
этот процесс уникальный вклад, значительно расширяя зону нашего восприятия
окружающего мира.
Иностранный язык в вузе
мы рассматриваем не как самоцель, а как
дополнительный совершенный
инструмент получения знаний по
специальности и приобретения профессиональных компетенций, что вполне
соответствует содержанию университетского образования. При подобном подходе
ценность каждого из иностранных языков становится равнозначной, хотя в
коммуникативном отношении выбор может принадлежать наиболее популярному языку
(английскому, например).
Сознательно отказываясь
от иллюзорно-конъюнктурной мотивации (возможность работы или учебы за границей, получение так называемого «двойного диплома» и подобного), мы предлагаем учащимся сосредоточиться на содержательной стороне и войти в очередной
реальный этап развития личности, на котором изучение иностранного языка
является логичным и необходимым для современного общества.