Конструирование ландшафта в среднеазиатском истерне
Ян Сергеевич Левченко
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
2-У
2016-03-17
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается образ имперского фронтира в приключенческих фильмах на среднеазиатском материале, а также своеобразие «перевода» этой устаревшей после 1917 г. имперской модели в термины советской попаганды, в первую очередь — обнослвенной символической географии. Материалом служат фильмы о становлении советской власти, снятые в промежутке между концом 1950-х и началом 1980-х гг. на киностудиях Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Киргизии.
Тезисы
1. Пространство географическое, топографическое и символическое. Сходства и различия понятий границы и фронтира на американском и советском материале. Пространство как культурный продукт.
2. Производство кинематографического пространства на материале окраин: в чем отличие от метрополий (городов)?
3. Среднеазиатский истерн в контексте приключенческого жанра. Визуализация Другого как индикатор отличия истерна от классического вестерна с его «невидимым местным населением» (invisible natives, по Армандо Хосе Пратсу).
4. Город и кишлак в истерне. Пространства сюжетного развертывания: застава, граница, дистанции погони.
5. Примеры: «Всадники революции», «В черных песках», «Седьмая пуля», «За рекой граница», «Встреча у старой мечети».
6. Ревизионистское пространство: «Белое солнце пустыни» как авторский проект.
2. Производство кинематографического пространства на материале окраин: в чем отличие от метрополий (городов)?
3. Среднеазиатский истерн в контексте приключенческого жанра. Визуализация Другого как индикатор отличия истерна от классического вестерна с его «невидимым местным населением» (invisible natives, по Армандо Хосе Пратсу).
4. Город и кишлак в истерне. Пространства сюжетного развертывания: застава, граница, дистанции погони.
5. Примеры: «Всадники революции», «В черных песках», «Седьмая пуля», «За рекой граница», «Встреча у старой мечети».
6. Ревизионистское пространство: «Белое солнце пустыни» как авторский проект.